Фото: Грузовик ЗИЛ-131. Подборка-1
Обзорная статья про грузовик ЗИЛ-131
Фото: РСЗО «Град-1» на базе ЗиЛ-131. Подборка-8
Фото: РСЗО «Град-1» на базе ЗиЛ-131. Подборка-7
Фото: АРС-14 на базе ЗИЛ-131. Подборка-6
Фото: ТРМ-90 на шасси ЗИЛ-131. Подборка-5
Фото: ЗИЛ-131. Подборка-3
Фото: БМ-13НММ / 2Б7Р / «Катюша» на шасси ЗИЛ-131. Подборка-4
Фото: АПА-50М на базе ЗИЛ-131. Подборка-2
Фото: ЗИЛ-131. Подборка-1
warbook.info
Грузовик ЗИЛ-131: характеристики, описание, фото, видео..
Фото: РСЗО «Град-1» на базе ЗиЛ-131. Подборка-8
Фото: РСЗО «Град-1» на базе ЗиЛ-131. Подборка-7
Фото: АРС-14 на базе ЗИЛ-131. Подборка-6
Фото: ТРМ-90 на шасси ЗИЛ-131. Подборка-5
Фото: ЗИЛ-131. Подборка-3
Фото: БМ-13НММ / 2Б7Р / «Катюша» на шасси ЗИЛ-131. Подборка-4
Фото: АПА-50М на базе ЗИЛ-131. Подборка-2
Фото: ЗИЛ-131. Подборка-1
ЗиЛ-131-советский грузовик повышенной проходимости выпускавшегося с 1966 по 2002 год. Выпуска грузовика был налажен на Московском Заводе имени Лихачева ЗиЛ. Грузовик должен был прийти на смену грузовику ЗиЛ-157. Грузовик предназначен для перевозки грузов и буксировки прицепов/орудий по шоссейным и грунтовым дорогом, а также бездорожью. Имеет грузовое отделение приспособлено для перевозки людей в деревянном кузове со складными скамейками вдоль бортов. Основным эксплуатантом грузовика стала армия и промышленные предприятия Советского Союза. Поставлялся на экспорт в дружественные страны Советского Союза.
История создания
История производства грузовика началась в 1956 году, когда конструкторы ЗиЛа представили партийным чиновникам опытный образец ЗиЛ-131 созданный на базе ЗиЛ-132. Параллельно с ЗИЛ-131 разрабатывался грузовик ЗиЛ-130. Грузовик успешно прошел испытания на автомобильных полигонах и различные климатические тесты. В 1961 году грузовик планировалось запустить в массовое производство, но из-за различных бюрократических проблем производство задержалась на пять лет. За время задержки грузовик продолжался совершенствоваться, о чем говорит первая модернизации машины спустя 20 лет производства. Во время проектирования ближайшим конкурентом
На грузовом шасси ЗИЛ-131 можно встретить автокраны, военные КУНГи (командные, радиостанции, мобильные мастерские и т.д.), машины для обслуживания аэродромов и самолетов, пожарные машины, военные грузовики для перевозки личного состава, РСЗО «Град-1» и «Катюша» и т.д. КУНГи военных
За время производства было выпущено 998 429 грузовиков ЗИЛ-131 и его модификаций. С 1987 по 2007 год было произведено 52 349 грузовиков ЗИЛ-131Н. Максимальный объем производства грузовика пришёлся в 1980-ые годы, ежегодно завод выпускал с конвейера почти по 50 000 ЗИЛ-131 в год. Над производством грузовиков на заводе трудился штат из 120 000 сотрудников. Во время Афганской войны военные грузовики ЗИЛ-131 стали кустарно вооружать зенитными пушками ЗУ-23-2 или автоматическими миномётами «Василек», данный способ кустарной модернизации продолжали использовать во время двух Чеченских компаний и во время военного конфликта на Востоке Украины.
Конструкция
1 — ведущий фланец цапфы поворотного кулака 2 — шинный кран 3 — тормозной барабан переднего колеса 4 — переднее колесо с пневматической шиной переменного давления 5—продольная листовая рессора 6—педаль сцепления 7 — продольная рулевая тяга 8 — рулевой механизм 9 — передний буфер 10 — лебедка барабанного типа с червячным редуктором 11 —трубчатый масляный радиатор смазки двигателя 12 — масляный радиатор гидроусилителя рулевого управления 13 — бачок насоса гидроусилителя 14 —- радиатор охлаждения двигателя 15 — маслоналивная горловина с фильтром вентиляции картера двигателя 16 — компрессор пневматической системы привода тормозов и централизованной подкачки шин 17 — воздушный фильтр 18 — двигатель 19 — педаль ножного тормоза 20 — рулевое колесо 21 — рычаг коробки передач 22 — рычаг переключения передач раздаточной коробки 23 — педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора 24 — рычаг включения лебедки 25 — рычаг ручного тормоза 26 — воздушный баллон для сжатого воздуха 27 — трубка вентиляции картера коробки передач 28 — трубка выпуска воздуха из воздухораспределительного клапана 29 — трубка подвода воздуха в топливные баки 30 — задний кронштейн установки кабины 31 — электромагнитный воздухораспределительный клапан для автоматического включения переднего ведущего моста 32 — топливный бак 33 — карданный вал привода среднего ведущего моста 34 — глушитель шума выпуска отработавших газов 35 — труба глушителя 36 — карданный вал привода заднего моста 37 — верхняя реактивная штанга подвески заднего моста 38 — нижняя реактивная штанга подвески 39 — заднее колесо 40 — розетка для переносной лампы 41 — задний буфер рамы
ЗиЛ-131 представляет собой рамный грузовой автомобиль с колесной формулой 6х6. Все ТТХ создавались изначально под военные нужды, что подразумевает достаточно мощный мотор и крепкой рамой, возможность буксировки орудий и преодолевание водных препятствий в брод. Масса машины 6135 кг, грузоподъемность 5 тонн по шоссе и 3,5 тонны по грунтовым дорогам. Машина пригодна для эксплуатации во всех условиях, включая тропические, в любое время года при температуре от -40 до +55 градусов Цельсия. Машина оснащена 5 ступенчатой коробкой передачи с возможностью выбора понижающей передачи (1-ая передача используется при большой загруженности или подъеме в гору), передний привод можно отключать с помощи коробки передачи или электропневматическим приводом с помощи тумблера из кабины авто. Кабина авто представляет из себя цельнометаллический кузов в котором размещается водитель и два пассажира на отдельном двойном диване, под которым располагается небольшой багажник. Первые кабины для ЗИЛ-131 использовались от ЗИЛ-130, были заменены по просьбе военных. И наоборот Кабина термоизолирована, для отопления салона используется печка, использующая систему охлаждения двигателя. Панорамное лобовое стекло из двух частей обеспечивает хорошую обзорность водителю и пассажирам. Механические дверные стеклоподъемники и форточки служат для вентиляции автомобиля. Машина оборудована предпусковым подогревателем Т-100, который подогревает двигатель для старта в течении 2 минут при минус 30 градусах. Для фильтрации используется масленый фильтр. Так как машина должна преодолевать броды все электрическое оборудование имеет герметизацию, как и многие другие агрегаты. Система газоотвода и глушители изготавливаются из чугунных металлов для увеличения ресурса, когда система оказывается в воде во время преодоления водного препятствия.
Машина обладает отличными характеристиками для езды по бездорожью за счет полного привода 6х6 с возможностью регулировки давления на грунт с помощи централизованной подкачки шин из кабины машины прямо во время движения. Централизованная подкачка шин повышает живучесть машины во время прокола/прострела колеса, подкачивая повреждённое колеса пока машина не доберётся до безопасного места или автомастерской. Многие машины оборудовались механической лебедкой (длина троса 50 метров) с отбором мощности от коробки передачи, что делало лебедку не «убиваемой» при полном погружении в грязь и воду. Мосты установленным на полуэллиптические рессоры с реактивными штангами. Тормоза-барабанные, пневматические.
Как правило на ЗИЛ-131 ставился карбюраторный 8-и цилиндровый V-образный двигатель объемом 6,28 литра. Мощность двигателя составляет 150 л.с., «пожирает» бензин А-76 из двух баков по 170 литров. Расход топлива по шоссе составляет 35 литров на 100 км и 60-70 литров при езде по пересеченной местности. Расход топлива при максимальной загрузке по бездорожью достигает 100 литров на 100 км. Запас хода 600-630 км. Двигатель обеспечивает максимальную скорость 85 км/час, крейсерскую скорость 50-60 км/час.
Основные модификации:
- ЗИЛ-131А-автомобиль имеет упрощенную сборку, посредством замены герметичных-экранированных электроприборов простыми приборами. Стали выпускать в январе 1971. Появления данной модели связано с тем, что автомобиль перестал быть сугубо военным и его унифицировали для гражданских задач.
- ЗИЛ-131Н-модернезированный вариант грузовика выпускался с 1986 года. Модернизированный вариант ЗИЛ-131 стали выпускать с дизельными двигателями ЗИЛ-131Н1 (Д-245.20-105л.с.) и ЗИЛ-131Н2 (ЗИЛ-0550, 132-л.с.), новый карбюраторный двигатель отличался более высокой степенью сжатия и возможности использовать в качестве топлива бензин марки А-76 и АИ-93. Ресурс двигателя ЗИЛ-5081 увеличен до 250 00 км
- ЗИЛ-131В-сиделный тягач имел сцепное устройство для транспортировки прицепов. Сидельный тягач послужил базой при создании автопоезда ЗИЛ-137 с колесной формулой 10х10
- ЗИЛ-131НС-севреный вариант, предназначен для работы в условиях Крайнего Сервера при температуре до -60
- ЗИЛ-131Д-самосвал, не получил распространения, производство было свернуто
- ЗИЛ-131Х-вариант грузовика адаптированный для использования в тропических и пустынных климатах
- ЗИЛ-131-137Б автопоезд с колесной формулой 10х10. Шасси часто использовалась при создании аэродромных пожарных машин, пусковых ракетных установок
Заключение
Грузовик по праву вошел в историю советского. Грузовики ЗИЛ-131 еще долго будут ездить по дорогам стран бывшего СССР и дружественных стран. Даже спустя несколько десятков лет бывшие водители с уважением отзываются о машине за ее качество, надежность и простоту обслуживания. Даже в мороз -30…-50 водители умудряются его заводить без проблем предварительно налив в карбюратор бензин и прогрев картер двигателям паяльной лампой. Отличная проходимость обеспечивается полным приводом 6х6 с возможностью регулировки давления в шинах. Машина имеет «спартанский» набор комфорта для водителей состоящий из ручных стеклоподъёмников и печки способной протопить салон машины до состояния «бани». Машина не рассчитана на дальние поездки из-за прожорливости и крейсерской скорости 50-60 км/час. Среда обитания грузовика-лесные дороги поля. 131-ый ЗИЛ еще долго будет служить в пожарной охране и выполнять боевые задачи в армии.
Колесная формула | 6х6 |
Тип подвески | рессорная |
Двигатель | ЗИЛ-131, карбюраторный, 8-целендровый, V-образный |
Объем двигателя | 6 литров |
Мощность | 150 л.с. |
Топливо | АИ-72 и АИ-76 |
Объем бака | 2х170 |
КПП | пятиступенчатая |
Габариты | Длина 7040 мм, высота 2480 (без тента) и 2970 мм с тентом, щирина 2500 мм |
Колея | 1820 мм |
Клиренс | 330 мм |
Базовая масса | 6135 кг без лебедки и 6235 с лебедкой |
Снаряженная масса | 10185 кг |
Грузоподъемность | 5000 кг по шоссе и 3500 по пересеченной местности |
Масса буксируемого прицепа | 6500 кг по шоссе и 4000 по пересеченной местности |
Экипаж |
1 водитель+2 пассажира |
Скорость | максимальная 85 км/час, крейсерская 50-60 км/час |
Запас хода | 600-630 км по шоссе |
Расход топлива | 35 литров на 100 км по шоссе, 60-70 по пересеченной местности |
Преодолеваемое препятствие |
подъем-30 гр., 1400 брод |
Броня | нет |
Вооружение | нет |
warbook.info
дизель, самосвал, манипулятор и бортовой, военный грузовой автомобиль, какие схема, сцепление, размеры и вес
ЗиЛ-131 является одним из самых запоминающихся грузовых автомобилей советского автомобилестроения. На всей территории советского союза ЗиЛ полюбили за его уникальную проходимость, надёжность и ремонтопригодность.
Вопреки бытующему мнению, ЗиЛ-131 был не только военный, существовало множество гражданских модификаций на его шасси. Из-за огромного расхода топлива данные автомобили сейчас непопулярны, однако ЗиЛ- 131 дизель часто можно встретить на дорогах нашей страны. Хотя дизельный двигатель никогда штатно не устанавливался на автомобиль ЗиЛ-131, многие автовладельцы самостоятельно переоборудуюn свои грузовики, меняя двигатель ЗиЛ-131 бензин на дизель (чаще всего производства МТЗ).
Как появился ЗиЛ-131
Первый опытный образец автомобиля ЗиЛ-131 был представлен в 1956 году. Данный грузовик разрабатывался как замена военному грузовику ЗиЛ-157, который к этому времени считался достаточно устаревшим. Опытный образец успешно прошёл все тесты и испытания, после чего был принят план по постановке его на конвейерное производство. Хотя выпуск ЗиЛ-131 планировали наладить к 1961 году, из-за некоторых проблем сроки выпуска данного автомобиля пришлось отложить на 6 лет.
Первая партия грузовых автомобилей ЗиЛ-131 была серийно выпущена только в 1967 году. За девять лет, которые прошли после того, как был представлен опытный образец, советские конструкторы успели досконально доработать свой автомобиль, поэтому он получился практически безупречным (на то время). ЗиЛ-131 разрабатывался на базе ЗиЛ-130, однако получил множество корректировок, так как военных не удовлетворяла кабина ЗиЛ-130, которая затрудняла доступ к узлам и агрегатам автомобиля.
ЗиЛ-131 превзошёл ЗиЛ-157 во всём:
- Проходимость его была выше;
- Грузоподъёмность больше;
- Комфорт и скорость – совершенно на другом уровне.
Хотя данный автомобиль изначально разрабатывался для военной эксплуатации, было выпущено множество гражданских модификаций для сельскохозяйственной и других сфер жизни.
Преимущества ЗиЛ-131 перед ЗиЛ-157
Устройство шасси ЗиЛ-131 было разработано так, чтобы существовала возможность установки различных надстроек. Различные модификации этого грузовика использовались на стройках, в условиях крайнего севера и в тайге.
В отличие от ЗиЛ-157 расход топлива ЗиЛ-131 по трассе ниже, хотя так как эти два автомобиля эксплуатируются в основном по бездорожью, реальный расход всё равно очень высок и, по отзывам владельцев данных грузовиков, составляет около 50-60 литров на 100 километров.
Гидроусилитель руля, которого так не хватало ЗиЛ-157, сделал управление ЗиЛ-131 намного легче и приятнее (без гидроусилителя на бездорожье водителям иногда даже ломало пальцы и ключицы), а лебёдка ЗиЛ-131 позволяла без труда вытаскивать застрявшие в грязи автомобили.
Основные модификации ЗиЛ-131
Моделей на базе ЗиЛ-131 существовало великое множество:
- Одна из основных моделей грузовых автомобилей – это ЗиЛ-131 бортовой. Он представляет собой классический грузовик с деревянным кузовом и железным каркасом. У этой модели открывался только один задний борт. В кузове имеются скамейки, на которых легко размещаются до 16 человек. Данные автомобили, снабжённые тентом, использовались в армии для перевозки солдат и грузов;
- Другая известная модель – это ЗиЛ-131 манипулятор. Рама ЗиЛ-131 обладала огромной прочностью, поэтому данный автомобиль начали оснащать манипулятором, который прекрасно зарекомендовал себя на лесозаготовках. Такая же схема расположения была использована при оборудовании ЗиЛ-131 краном-манипулятором и другим специальным оборудованием;
- ЗиЛ-131 самосвал также был выпущен заводом, но не приобрёл популярность в связи с отсутствием заказов на его производство. Схема его конструкции оказалась не очень удачной и проигрывала другим советским грузовикам, так как самосвалы не часто использовались на бездорожье, а в карьере отлично работал ЗиЛ-130, который был намного экономичнее;
- Многим жителям СНГ знаком пожарный ЗиЛ-131. Именно эти автомобили составляли основу парка пожарных автомобилей в СССР. Несмотря на внушительный вес, и размеры, данные автомобили прекрасно зарекомендовали себя в пожарной службе.
Машина вообще отличалась превосходной проходимостью, так как делалась специально для бездорожья. Инновационной была схема мостов, если задний мост и средний были ведущими, то передний мост ЗиЛ-131 подключался одним щелчком тумблера из кабины. Раздатка ЗиЛ-131 оснащается запирающим устройством, предотвращающим включение двух передач сразу. Благодаря использованию специальных шин, проходимость ЗиЛ-131 практически не уступала гусеничной технике.
Общее количество модификаций, которые выпускались на базе ЗиЛ-131, было более 15. В армии, кроме бортовой модификации, ЗиЛ-131 часто использовали для оснащения вооружением. Легендарные катюши размещались именно на нём. Огромную популярность получили ЗиЛы, оснащённые крытыми КУнГами. В них перевозились передвижные лаборатории, мастерские и тому подобные мобильные точки.
Множество автомобилей ЗиЛ-131 оснащались специализированным оборудованием для обслуживания самолётов. Во время сильных снегопадов на улицы городов до сих пор иногда выезжают ЗиЛы, оборудованные снегоуборочным оборудованием. Схема шасси также позволяла размещать цистерны, в которых перевозили бензин и другие нефтепродукты.
ЗиЛ-131 технические характеристики
Тактико-технические характеристики (ттх) ЗиЛ-131 значительно превосходили параметры своего предшественника, ЗиЛ-157, который хотя и планировали снять с производства после выхода в серию ЗиЛ-131, но выпускали ещё 20 лет. Главным отличием новой модели был V-образный 6 литровый бензиновый двигатель, который оснащался принципиально новой системой зажигания. Данный карбюраторный двигатель ЗиЛ-131, развивающий 150 л.с., был модернизирован только в 1986 году, получив другие блоки головок цилиндров. За счёт этого была увеличена степень сжатия, что позволило немного снизить расход топлива.
Кабина ЗиЛ-131 рассчитана на двух пассажиров и водителя, при этом сиденье водителя раздельное, а пассажирское – общее. Водительское кресло регулируется в двух плоскостях, наклон спинки также можно изменить, что было роскошью на грузовых автомобилях тех лет.
Изначально на опытные образцы ЗиЛ-131 было решено устанавливать кабину от ЗиЛ-130. Но военные быстро скорректировали это, так как данная кабина была неудобна для обслуживания автомобиля. Кабину решили взять от ЗиЛ-165, внешний вид которой и сейчас приковывает любопытные взгляды, а во второй половине 60-х годов был вообще чем-то космическим. Благодаря большой кабине, салон получился просторным, а обзор панорамным.
Многие до сих пор путают Зил-131 с Уралом-373 и Зилом-157, которые также являлись известными грузовыми автомобилями повышенной проходимости в те годы. Это можно объяснить тем, что кроме единых стандартов, в СССР не считалось зазорным копировать лучшие конструкторские решения других заводов. Хотя данные автомобили внешне похожи (особенно Урал и ЗиЛ-131), многие их узлы значительно отличаются друг от друга и не являются взаимозаменяемыми.
ЗиЛ-131 был результатом долгой и кропотливой работы, в результате которой удалось создать надёжный и качественный грузовик, обладающий невысокой себестоимостью. При этом схема его устройства была настолько простой, что отремонтировать его можно было в полевых условиях.
Грузовик полюбился покупателям по следующим причинам:
- Уникальная проходимость, которая стала возможна из-за применения полного привода на все колёса;
- Прекрасная устойчивость на дорогах общего пользования;
- Отличная управляемость, которая стала возможна из-за установки гидроусилителя руля.
Революционным нововведением стала система автоматической регулировки давления в шинах. При езде по бездорожью рекомендуется снижать давление в шинах для лучшей проходимости. Данная система поможет и при незначительном проколе шин, постоянно подкачивая воздух автоматически.
ЗиЛ-131 имеет два топливных бака по 170 литров, заполнив которые можно проехать около 800 километров. Расход топлива составляет 40-50 литров на 100 км, что является огромной проблемой для современных владельцев этих автомобилей. В 60-70 годы бензин был дёшев, и его никто не считал, поэтому на расход не обращали внимания.
Сцепление и коробка передач ЗиЛ-131
Сцепление ЗиЛ-131 однодисковое, сухое. Располагается в чугунном картере и приспособлено для преодоления бродов и крутых подъёмов. Схема ухода за сцеплением заключается в регулировке привода и периодической очистке данного узла от грязи. Также необходимо следить за затяжкой болтов, которыми картер сцепления крепится к блоку цилиндров.
КПП ЗиЛ-131 – пятиступенчатая, имеющая высокую надёжность и порочность. Первые серьёзные проблемы с коробкой передач возникали не раньше чем после 200-300 тысяч километров.
Революционной для того времени была и схема подключения переднего привода, которая включалась за счёт электропневматики. Сам грузовик мог разогнаться на трассе до 80 километров в час.
Известность ЗиЛ-131 на территории СССР и за его пределами
ЗиЛ-131 был настолько популярен, что поставлялся не только во все уголки СССР. Его экспортировали в страны Африки, Азии и Южной Америки (на Кубу, например). Всего за 23 года выпуска ЗиЛ-131 с конвейера сошло более 1 миллиона экземпляров внедорожного грузовика. Все они нашли применение в различных сферах жизни, хотя в основном использовались в армиях.
Эксплуатация ЗиЛ-131 продолжается и сейчас. Они используются на заготовках леса, в пожарных частях и коммунальных службах (как снегоуборочные машины). Хотя дизельные двигатели за заводские модели ставились крайне редко (только в последние годы выпуска), многие автовладельцы сами переводят свои ЗиЛ-131 на дизельное топливо. Некоторые умельцы даже устанавливают газогенераторы, и переводят свои автомобили на дрова в качестве топлива.
Переоборудование ЗиЛ-131 в автодом на колёсах
Сейчас многие охотники и рыбаки приобретают ЗиЛ-131 вместо полноприводного внедорожника для охоты или рыбалки. Для этого используют военные модификации грузовика, оборудованного кунгами. Размеры данного грузовика позволяют оборудовать в кунге полноценное жилище для 4-6 человек.
Многие ставят дизельный двигатель, чтобы уменьшить расходы на топливо в два раза. Дизель чаще всего используется Минского производства, но рекомендуется ставить двигатель «мерседес» или «ман». Исходя из практики, групповые выезды на природу длятся не больше двух сезонов в году и происходят не чаще 1-2 раз в месяц.
ЗиЛ-131 – самый интересный грузовик советской эпохи. Благодаря энтузиастам-охотникам, которые «тюнингуют» этот автомобиль для многодневных походов, мы можем их видеть на наших дорогах до сих пор.
warways.ru
ЗИЛ 131 фотогалерея: 19 фото высокого качества
- Фотогалерея
- ЗИЛ
- 131
Фотогалерея ЗИЛ 131 насчитывает 19 фото высокого качества. Последнее обновление в галерее: 2010-02-19
341кб. 1280 x 960 60
Фотогалерея ЗИЛ 131
730кб. 1600 x 1200 19
600кб. 1280 x 960 16
596кб. 1280 x 960 14
870кб. 1600 x 1200 32
537кб. 1280 x 960 11
441кб. 1280 x 960 11
695кб. 1600 x 1200 20
585кб. 1280 x 960 11
632кб. 1280 x 960 13
518кб. 1600 x 1200 8
807кб. 1600 x 1200 11
821кб. 1600 x 1200 8
508кб. 1280 x 960 9
857кб. 1600 x 1200 10
717кб. 1600 x 1200 11
463кб. 1280 x 960 12
466кб. 1024 x 768 54
640кб. 1600 x 1200 44
341кб. 1280 x 960 60
Если у вас есть интересные фото ЗИЛ 131, вы можете разместить их в фотофоруме.
www.avtorinok.ru
ЗИЛ-131 — легенда автопрома
ЗИЛ-131 – автомобиль с военной выправкой
Люди старшего поколения, которые проходили военную службу в рядах Советской Армии, хорошо помнят и знают, что представляет собой этот грузовой автомобиль. Ведь значительная часть этих машин выпускалась именно для военных нужд, что естественным образом сказалось на их технических характеристиках.
Производство в промышленных масштабах наладили в 1966-м году. Тогда, после принятия в 1959-м году на 21 внеочередном съезд КПСС следующего семилетнего плана, наметилась тенденция отставания отечественного автопрома от автомобильной промышленности Запада. Поэтому на разработку новой машины с повышенным индексом проходимости были брошены немалые силы и средства.
Новый грузовик так понравился военным, что его выпуск закончился в 1986-м году. Однако он дал толчок к развитию богатого «потомства», на базе модификаций этого автомобиля было построено огромное количество разных моделей.
ЗИЛ-131. Технические характеристики
В качестве двигателя была выбрана проверенная на предыдущей машине ЗИЛ-130 бензиновая V-образная «восьмерка» (8-цидиндровая). Однако инженеры внесли в нее полезное изменение – был установлен предпусковой подогреватель, что ускоряло запуск силового блока в условиях холодных температур окружающего воздуха.
Практически заново создана ходовая часть. ЗИЛ-131 получил три оси, все ведущие. Однако конструкторы постоянно ведущими сделали только две задние, передняя включается автоматически или принудительно посредством электропневмопривода.
Передачу силового момента от двигателя к 5-ступенчатой механической коробке переключения передач осуществляет механизм сухого однодискового сцепления.
Для облегчения работы водителя в трудных дорожных условиях на автомобиле работает гидроусилитель руля. Тормозная система пневматическая.
Хорошо зарекомендовала себя подвеска. Ее основа – полуэллиптические рессоры, сглаживать колебания им помогают гидравлические амортизаторы. У ЗИЛ-131 система подвески за годы эксплуатации машин заслужила немало положительных отзывов.
Надежный помощник солдата…
На базе шасси ЗИЛ-131 было построено множество модификаций. Например, были установлены системы залпового огня, походные ремонтные мастерские или бочки с топливом. Топливозаправщики особенно нравились военно-воздушным силам, поэтому в каждом аэропорту были эти машины.
Кроме Советского Союза, эта модель работала на территории многих стран Азии, Африки, Европы, так как большое количество автомобилей были экспортированы.
… и предпринимателя
После распада СССР автомобили стали массово выкупать для своих нужд коммерческие структуры. С грузовиков снималось оборудование, ненужное мирному человеку, и они продолжали нести «вахту».
Для улучшения качеств и с учетом изменения запросов, цен на топливо, многие предприниматели стали менять заводской бензиновый двигатель ЗИЛ-131. Дизель стал более приемлемым и желанным вариантом. Существуют даже специализированные СТО, занимающиеся подобными работами.
Надежный и мощный военный «старичок» бодро ездит по дорогам в наши дни. И, судя по всему, на пенсию явно не собирается.
fb.ru
Зил 131 и военно-патриотическое воскресенье
Цель была отснять машину в естественных условиях.
Давно меня один человек звал поснимать его БРДМ (боевая развед-десантная машина). А тут в субботу звякнул и грит, мы с друзьями поедем кататься в лес — не хошь? Естественно, я согласился.Хотя ожидал я немного другого. Ожидал штук 5 броников и полная глушь. Ан нет. Начну с того, что Андрей туда поехал на Зилу, а не на броне. Сказал, что его броня для параду, а не говен… Ну да ладно, я на полнолапом Зиле тоже не катался есче. Поехали мы в Петродворец, на военно-патриотическую базу. Где мною был обнаружен БРДМ и пару Зилов. Плюс в подвале арсенал орудия. Пару десятков Калашей разных видов, скс, свд, противотанковое оружие, пулеметы, гранаты… Правда, все учебное…. Но весит все по-честному 8) Постепенно к базе подъезжали иномарки разной ценовой категории. От машин гольф-класса до среднего бизнес-класса и оттуда выходили вполне милые люди. Которые через час превратились в солдат, причем полностью укомплектованных. С небольшим опозданием выехали с базы, в составе 2 Зила 131 и БРДМ. Причем в одном Зилу человек 6 народу и куча оружия, но нет лицензии на перевозку. На 2-м Зилке нет ТО, а на броню нет прав… По пути заехали в таком виде на заправку. Похоже, местные попривыкли видеть броню в городе, приезжие были удивлены… (интересно, Суворов в курсе об этом 8)
Затем отправились по пустому шоссе отдыхать. Ехали порядка 80 км/ч. В кабине достаточно все слышно, в Ниве на 120-ти больше шума 8)) В общем, добрались нормально, приехав на какой-то песчаный карьер недалеко от Ижоры. Там и расположились. Вояки сразу в лес воевать, некоторые организовывать костерок, я же пошел с Андреем (Хозяин Зила) и Павлом (организатор выезда) осматривать окружающую среду на тему подходящих фотомест. Нашли какую то грюзуху, но лезть туда не захотели, типа засадим технику. Я правда не поверил и Зилок мы благополучно засадили. Но лебедка весчь — вытянула нас! Ниже несколько фотографий Зила.
Маскируемся.
Потом поехали мыться в карьер.
Заехали поглубже, чтоб получше отмылось.
Потом поехали кататься. На капоте хозяин Андрей.
Потом повставали в разные позы.
Полная маскировка 8).
Портрет хозяина дымящего авто 8).
Как то мне этот кадр больше в таком контрасте понравился.
Устав бегать за Зилком, я с чувством выполненного долга съел одну банку тушенки вместе с хлебом и отличным салом, запив вкусным квасом…
Пулемет.
Противотанковое орудие.
Потом я поехал кататься на этом звере. Естественно, спереди сидя на люке — кайф!
Потом меня приобщили к общим съемкам. Вот идет спецназ.
ВЗРЫВ.
И три “трупа”.
Ваще Зилок достаточно человековместимая машина.
Затем поехали на пляж, помогать водные процедуры спецназу проводить 8) Взрыв!!
Спецназ на пляж — Зилок по пляжку. В какой то момент все с замиранием сердца смотрели на Зил — казалось, он счас ляжет на бочину… На фотографии это так не видно конечно…
Вот такая была вылазка на природу. На обратном пути на одном из Зилов (не Андрея) разорвало заднее правое колесо. Инструментов не нашлось и пришлось порядка 30-ти км тошнить 10 км/ч…
Жду не дождусь съемки БРДМ с башней и ЛуАЗ 967М ТПК 1984 г.в. (амфибия)
Хотя Вас могло это и не зацепить, меня зацепило… тем более в армии не служил…
Источник
zil131.net
ЗИЛ‑131:полноприводный воин бездорожья — Во славу Родины
Ушла эпоха — так принято говорить обо всем, что кануло в Лету. Уходят на покой люди, автомобили, самолеты и предприятия. Людей, которые создавали ту самую эпоху, вы наверняка не знали лично, самолеты всегда были где-то высоко в небе. А вот автомобильная техника окружает нас каждый день. Может, потому я с грустью воспринял весть о ликвидации еще одного автомобильного завода, который 100 лет производил надежные и неприхотливые грузовики. Ушла эпоха Завода имени Лихачёва — из средств массовой информации стало известно, что недавно он выпустил последний грузовик ЗИЛ‑43276Т и в скором времени будет ликвидирован… Самое время навестить «старичка» ЗИЛ‑131!
По требованию военных
ЗИЛ‑131 явился преемником проверенного временем полноприводного ЗИЛ‑157, но существенно устаревшего к тому времени — армии нужен был принципиально новый грузовик. Прототипом для него должен был стать ЗИЛ‑130, производство которого только-только наладили на заводе.
Но военные автомобилисты — основные заказчики и приемщики продукции завода — попытки унификации военной машины и автомобиля для народного хозяйства пресекли на корню. Для службы в армии требовался более простой и надежный автомобиль, который отвечал бы современным требованиям не только в техническом плане, но и по дизайну экстерьера. Дутые крылья со встроенными световыми приборами и витиеватая решетка радиатора принципиально новой кабины ЗИЛ‑130 существенно осложняли доступ к основным узлам и агрегатам автомобиля. В результате получилось то, что получилось, — упрощенные обводы кабины и заимствованные у младшего гражданского брата агрегаты.
Гидроусилитель руля, электропневматический привод включения переднего моста и новый 150‑сильный восьмицилиндровый двигатель — вот то, что отличало советскую новинку тех лет от «колуна» ЗИЛ‑157. Было у ЗИЛ‑131 и то, что теперь активно используется конструкторами и инженерами при создании современных гламурных кроссоверов — передний мост ЗИЛа включается всего лишь щелчком тумблера на панели приборов.
Первой модернизации «стотридцатьпервый» подвергся в 1986 году, он получил модификацию ЗИЛ‑131Н. Его производство в Москве было прекращено в 1994 году в связи с началом выпуска нового ЗИЛ‑4334, но на Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ‑131Н продолжалось под маркой АМУР‑521320. В настоящее время ЗИЛ‑131 не выпускается, но в Вооруженных Силах Республики Беларусь окончательно отказываться от «старичков» не собираются — благодаря своей надежности и ремонтопригодности ЗИЛ‑131 трудятся в войсках наравне с отечественными МАЗ‑6317.
Опытные образцы ЗИЛ-131. 1960 год
Заводи — и поехали!
Найти обычный ЗИЛ‑131 оказалось не так-то просто — на службе в армии остались, как правило, спецмашины. На помощь пришла Борисовская объединенная организационная структура ДОСААФ. На «вооружении» общества находятся четыре ЗИЛ‑131Н, выпущенные в конце 1980‑х годов. Ежедневно эти грузовики проезжают сотни километров по автодрому и улицам Борисова. Только за восемь последних лет один из грузовиков около четырех раз «обнулял» пробег — цифры на одометре достигали 99.999 километров. А общий пробег автомобиля, на котором мне удалось прокатиться за рулем, составляет около 700.000 километров! Впечатляет, не правда ли?
Приступим к тест-драйву с оценки внутреннего убранства кабины. В салоне просторно, руль большой, рычаг коробки передач находится в удобном месте — его не нужно искать рукой. Панель приборов тяжелая, металлическая, но не перегруженная указателями. Водитель, который ни разу не сидел за рулем советского грузовика, найдет много чего незнакомого на торпедо — манометр давления воздуха в шинах, указатель тока и двухстрелочный манометр для контроля давления воздуха в системе пневмопривода тормозов.
А вот классического тахометра нет — водитель ЗИЛ‑131 должен определять обороты мотора по звуку. Внутри по-спартански просто, но в то же время довольно эргономично. Если же станет жарко в кабине — выручат поворотные форточки. Замерз — включай отопитель! В общем, уровень комфорта за рулем ЗИЛ‑131 не хуже, чем у легковых автомобилей тех лет.
…Проверив положение рычага КПП, поворачиваю ключ в замке зажигания. Помня со времен учебы на УПК, что ключ отпускать нельзя, дожидаюсь ответа двигателя и чуть-чуть «перегазовываю» по старой привычке педалью газа. Она, кстати, выполнена в лучших традициях грузового автомобилестроения — напольная, в форме подставки для ног.
Звук работающего мотора вызывает у меня, привыкшего к «писку» малолитражных современных моторов, уважение. Чтобы рационально реализовать потенциал V‑образного двигателя, конструкторы установили в автомобиль пятиступенчатую трансмиссию. Но торопиться трогаться с места с первой передачи не стоит — она предназначена только для начала движения на подъемах. Выжимаю педаль сцепления, включаю вторую передачу и чуть надавливаю на педаль газа. Звук мотора притихает, автомобиль напоминает затаившегося хищника, отпускаю сцепление и так же резко нажимаю на газ — автомобиль рванул!
Заезжаем на первое упражнение — «восьмерку». Затем под чутким руководством мастера производственного обучения управлению механическим транспортным средством Борисовской объединенной организационной структуры ДОСААФ Юрия Дементея я попробовал заехать задним ходом в бокс. Раньше, десять лет назад, на учебном ГАЗ‑52 я мог делать это с закрытыми глазами. А теперь с трудом заехал, не коснувшись ограничителей. Естественно, не без помощи инструктора… Кстати, руль вращается легко и без существенных люфтов.
А вот плавно затормозить без привычки оказалось непросто — из-за сильного нажатия на педаль грузовик остановился как вкопанный. Инструктор тут же пояснил: «Старайся не выжимать пневмотормоз сильнее 1 кгс/см2, следи за двухстрелочным манометром». Только теперь я начал понимать истинное предназначение многих указателей на панели приборов.
Корреспондент агентства «Ваяр» попытался выполнить упражнения вождения
Есть такое мнение
— ЗИЛ‑131 — отличный автомобиль для своего времени, — считает Юрий Дементей. — Сегодня ему трудно конкурировать с современными грузовиками, но как «парту на колесах» его еще можно долго использовать. Для примера, каждый год этот ЗИЛ дает право управления многотонными машинами примерно шестидесяти парням и девушкам.
Юрий Дементей рассказал такую историю: 38‑летняя женщина пришла постигать водительское мастерство. Получила категорию В, затем сдала на этом ЗИЛ‑131Н в ГАИ экзамен на право управления грузовиками, а через какое-то время снова пришла в ДОСААФ — уже за правами категории Е. Оказалось, что у нее муж работает дальнобойщиком, дети выросли и уехали из родного дома, вот она и решила стать напарницей мужа и вместе с ним вглядываться в даль автомобильных дорог.
— Водители, которые обучаются в интересах Вооруженных Сил, также легко осваивают эту машину, — уверен инструктор. — Азы управления грузовыми автомобилями они получают у нас, а во время доподготовки водителей в самой воинской части и после совершения 50‑километрового марша с легкостью освоят любую другую модель.
Капитан Александр Иванов, «Ваяр», фото автора и из открытых источников
Просмотров: 1 416
vsr.mil.by