Краз военный – КрАЗ-6322 (Солдат) — характеристики и цены, фотографии и обзор

Содержание

Военный сектор — АвтоКрАЗ

КрАЗы были участниками почти во всех вооруженных конфликтов и войн конца ХХ — начала ХХІ века. Они обеспечивали выполнение задач в составе миротворческих контингентов Вооруженных Сил Украины в Сьерра-Леоне, Ливане, Косово, Ираке, Афганистане, а также миротвоцев Индонезии в Судане.

Опыт эксплуатации грузовиков КрАЗ на службе армейской и в боевых действиях в различных странах мира показал, что они успешно работают в наиболее сложных экстремальных и природно-климатических условиях — пустыне, джунглях, горах. КрАЗы надежные трудяги в диапазоне температур от −50 до +650С, их не останавливает высота до 5 тыс. м над уровнем моря, водные преграды глубиной до 1,5 м и снежный покров до 0,6 м им не помеха в работе. Армейские автомобили КрАЗ, благодаря наличию централизованной системы подкачки шин, имеют высокую проходимость по грунтам с низкой несущей способностью.

Капотная компоновка кременчугских грузовиков — на поле боя огромный плюс, поскольку надежно защищает экипаж. Участники боевых действий отмечают, что в случае наезда на мину, взрыв разрушает передний мост, а люди в кабине остаются хоть и оглушенные, но живые. Ведь не зря же кразовский капот вояки нарекли «1,5 метра жизни».

Современные автомобили КрАЗ служат в армиях 36 стран мира, в числе которых ВС Украины, Грузии, Ирака, Египта, Индии, Йемена, Анголы, Нигерии. Они перевозят личный состав воинских подразделений и различные грузы, транспортируют артиллерийские системы и прицепы полной массой от 12 до 75 тонн, используются в составе комплексов радиоэлектронной борьбы и, конечно же, в качестве транспортной базы различных боевых систем. Они задействованы на аэродромах в качестве буксировщиков летательных аппаратов полной массой до 100 тонн.

Сегодня, в условиях возникновения локальных войн и военных конфликтов, назрела необходимость бронирования грузовых автомобилей, поэтому «АвтоКрАЗ», в содружестве с партнерами, начал выпуск автомобилей, оснащенных локальным и полным бронированием.

www.autokraz.com.ua

секретные вездеходы КрАЗ времен СССР » Военное обозрение

В советские времена для простого обывателя Кременчугский автозавод являлся небольшим изготовителем тяжелых грузовиков и самосвалов, но на самом деле с момента своего образования по заказам Министерства обороны там негласно проводили секретные разработки перспективных армейских полноприводных грузовиков, тягачей и многоосных активных автопоездов.


КрАЗ-253/КрАЗ-259 (1962 – 1968 гг.)

Начало военным разработкам на КрАЗе в 1961 году положило решение об организации там секретного СКБ-2 для проектирования перспективной тяжелой военной техники. На следующий год группа молодых инженеров разработала первые образцы трехосных машин с 240-сильным дизелем ЯМЗ-238. Это были восьмитонный грузовик КрАЗ-253Б и седельный тягач КрАЗ-259Б для работы с активным полуприцепом, на которых установили кабину от предсерийного грузовика МАЗ-500. Революционной новинкой стали гидромеханическая четырехпозиционная коробка передач и независимая торсионная подвеска, повышавшие тягово-сцепные качества и устойчивость машин. В том же году прототипы прошли заводские испытания.

Автомобили, поспешно собранные на волне модных течений, оказались слишком сложными, дорогими и столь же ненадежными. Через два года завод представил вторую серию, состоявшую из девятитонного грузовика Э253 и тягача Э259 с полуприцепом Э834. На них смонтировали опытный 310-сильный дизель ЯМЗ-238Н с турбонаддувом и более надежную механическую восьмиступенчатую коробку передач, независимую подвеску и систему подкачки шин. Здесь впервые появилась собственная более просторная кабина, напоминавшая кабину ГАЗ-66. Испытания машин проводились до июня 1965 года, затем доработанные образцы вновь опробовали в 1967-м. В целом они удовлетворяли военных, но получились, опять-таки, очень дорогими, что считалось синонимом бесперспективности всего проекта.

В 1968 году были построены 10-тонный грузовик 2Э253 и седельный тягач 2Э259 с полуприцепом 2Э834, составившие третью серию. На них стояла упрощенная угловатая кабина, но независимая подвеска сохранилась. По мнению военных, они являлись лишь доработками и не представляли существенного шага вперед. Решением Госкомитета по оборонной промышленности дальнейшие работы по ним были остановлены.

Семейство «Открытие» (КрАЗ-6315/6316) (1982 – 1991 гг.)

В соответствии с секретным правительственным постановлением от февраля 1976 года о разработке гаммы тяжелых армейских грузовиков и автопоездов, в Кременчуге разработали эскизный проект новой техники, которая в 1981-м по типажу 21 НИИИ получила код «Открытие».

Ведущим инженером-конструктором по этой теме являлся Владислав Константинович Левский, впоследствии – заместитель главного конструктора КрАЗа. Уникальность его идеи заключалась в создании, испытаниях и ежегодном обновлении обширной гаммы одиночных полноприводных трех- и четырехосных капотных и бескапотных грузовиков, тягачей и активных автопоездов, максимально унифицированных с гражданской продукцией. К 1991 году количество исполнений достигало 30 версий.


Основой семейства являлись трехосные 10-тонные капотные грузовики КрАЗ-6315, четырехосные 15-тонные бескапотные КрАЗ-6316 и активные пятиосные автопоезда КрАЗ-6010, состоявшие из капотных седельных тягачей КрАЗ-6440 и двухосных полуприцепов-шасси. В коротком обзоре подробно рассказать обо всех машинах невозможно, но стоит упомянуть наиболее важные.

Уже в 1982 – 1983 годах появились базовые грузовики Э6315 и Э6316 и седельные тягачи Э6440 первого поколения с многотопливным двигателем ЯМЗ-8425 мощностью 360 л. с., который мог работать в дизельном режиме или на бензине, керосине и их смесях, в том числе с ракетным топливом. К февралю 1984-го для проведения госиспытаний были готовы восемь образцов.

К 1984 – 1987 годам относится формирование второго поколения. В капотном семействе новинками стали третья версия грузовика 3Э6315 и шасси 3Э63151 для спецнадстроек. С вибрациями в их кабине удалось справиться только на четвертом исполнении 4Э6315, получившем новую переднюю подвеску с гидроамортизаторами. В то же время третья версия тягача 3Э6440 с повышенным расположением капота была преобразована в четвертую 4Э6440. Испытания они проходили в сцепе с полуприцепом ЧМЗАП-93861 в составе автопоездов 3Э/4Э6010.

В 1984-м также появилась третья версия 3Э6316 с кабиной над двигателем, которую почти сразу же преобразовали в четвертую 4Э6316 с балансирной подвеской.

После подведения предварительных итогов долгих исследований и дальних пробегов Минобороны приняло решение об очередной модернизации всех автомобилей, составивших третье поколение 1987–1988 годов. Первые восемь прототипов появились в декабре 1987-го. Среди них были два грузовика 5Э6315 с откидными лобовыми бронестеклами кабины, их вариантом стало длиннобазное шасси 5Э63151.


Одновременно появилась машина 5Э6316 с двигателем ЯМЗ-8424 мощностью 420 л. с. и новой более просторной кабиной. Несмотря на это, более мощный дизель еле-еле умещался в ней, и потому было решено сместить его на 70 мм влево от продольной оси автомобиля.


Наиболее кардинальное решение проблемы размещения силового агрегата на бескапотном шасси привело к рождению грузовика 6Э6316 с еще более мощным 450-сильным двигателем, который установили за вынесенной на передний свес армейской кабиной с пуленепробиваемыми стеклами. Его вариантом являлось 16-тонное шасси 6Э63161 с лебедкой. Есть сведения о создании на нем самоходной 152-миллиметровой артиллерийской установки «Мста-К».

Машины нового поколения проходили испытания в различных регионах страны и часто привлекали к себе внимание местных жителей. Понятно, что в таких условиях добиться полной секретности такой техники не удавалось. На ней тщательно затирали все внешние ссылки на завод-изготовитель, но для пущей дезориентации любопытных на передних панелях кабин с 1987 года помещалась надпись «Сибирь», которой поначалу ошибочно придавали статус официальной маркировки.

Испытания машин третьего поколения завершились летом 1988 года. К тому времени требования к такой технике существенно изменились, и дальнейшая борьба за существование семейства «Открытие» оказалась бессмысленной.

Несмотря на это, заводские конструкторы попытались спасти свое детище, создав еще три комбинации прежних машин. Первым в 1989 году появился упрощенный бескапотный грузовик 7Э6316 с двумя плоскими лобовыми стеклами в кабине.

Одновременно с ним на заводе собрали модернизированный капотник 6Э6315 с кабиной от «Сибири» с тремя лобовыми стеклами, а в 1990-м — грузовик 7Э6315 с расширенным моторным отсеком, в котором помещался 420-сильный двигатель с двумя радиаторами охлаждения по обеим сторонам. Доработки этих машин и их заводские испытания продолжались до конца 1991 года.

Что дальше?

С приобретением Украиной независимости все работы по теме «Открытие» были прекращены и больше не возобновлялись. Кременчугский завод запомнился нам в основном как поставщик старомодных «Лаптежников», чья конструкция, по сути, была разработана в 50-х годах еще в Ярославле, до переноса производства в УССР. Новый КрАЗ-6322, появившийся в 1994-м, унаследовал от семейства «Открытие» только детали подвески да топливные баки.

topwar.ru

Грузовые военные автомобили КрАЗ — Военный информатор

БМ-21У – реактивная система залпового огня

В мае 1958 г. правительство СССР приняло решение о перепрофилировании Ярославского автомобильного завода (ЯАЗ) на серийный выпуск дизельных двигателей и агрегатов трансмиссии с переносом производства грузовиков на Кременчугский комбайновый завод, бывший завод металлоконструкций.

Официальной датой рождения Кременчугского автозавода (КрАЗ) считается 10 апреля 1959 г., когда из привозных деталей там собрали первые 10-тонные самосвалы ЯАЗ-222, получившие марку КрАЗ-222.

В декабре того же года на главном конвейере начался выпуск 12-тонного грузовика КрАЗ-219 (6×4) и 7-тонного полноприводного варианта КрАЗ-214 (6×6) Идентичный автомобилю ЯАЗ-214, созданному в 1956 г. по требованиям Министерства обороны СССР, он сразу же стал основным тяжелым грузовиком Советской армии, носителем инженерного оборудования и ракетного вооружения.

Его оборудовали форсированным 6-цилиндровым двухтактным дизельным двигателем ЯАЗ-М206Б (6970 см3, 205 л.с), 5-ступенча-той коробкой передач и 2-сту-пенчатой раздаточной с межосевым дифференциалом, отключаемым передним мостом с оригинальными амортизаторами и раздельным приводом средней и задней осей, пневматическим усилителем рулевого механизма, механической лебедкой, расположенной под металлической грузовой платформой, 3-местной деревометаллической кабиной и всеми односкатными 20-дюймовыми колесами. Автомобиль использовался как для перевозки грузов, так и для бук сировки прицепов или артиллерийских систем массой до 50 т.

На шоссе его скорость достигала 55 км/ч, в составе наиболее тяжелого автопоезда до 40 км/ч. В1963-67 гг. выпускался КрАЗ-214Б с 24-вольтовой системой электрооборудования и телескопическими гидроамортизаторами передней подвески вместо прежних рычажных. Автомобили серии «214» послужили базой первых М ветских тяжелых инженерных машин. На их шасси устанавливался тяжелый механизированный мост ТММ с двумя раскладными колейными блоками, позволявшими за 50~60 с Я» вес и мост длиной 10,5 м, шириной 3,8 м и грузоподъемностью 60 т.

При использовании нескольких мостоукладчиков длина переправы достигала 42 м. На основе КрАЗов был создан понтонно-мостовой парк ПМП для наведения наплавным переправ длиной до 227 м с шириной проезжей части 6,5 м а также для сборки паромов грузоподъемностью до 170 т, служивших для оперативной доставки боевой техники через водные преграды.

Мостоукладчик ТММ на шасси КрАЗ-214

Парк включал 32 понтонных грузовика КрАЗ-214 со специальной платформой, тяговой лебедкой и подъемно перегрузочными устройствами, перевозивших раскладные речные звенья. Каждое состояло из двух средних и двух крайних шарнирно соединенных между собой понтонов, которые при сбрасывании на поверхность воды автоматически раскладывались, образуя секцию наплавного моста длиной 6,75 м. Четыре береговых звена образовывали переходные участки моста длиной 5,5 м. В этот парк входили также 12 плоскодонных буксирных катеров БМК-Т для наведения мостов и перемещения паромов, перевозившихся на шасси КрАЗ-214. На них устанавливали также наиболее мощные советские ракетные системы — 250-мм установку залпового огня БМД-25 и 2П5 тактического ракетного комплекса 2К5 «Коршун», состоявшую из 6 ракет с дальностью полета 55 км.

Доработанный грузовик КрАЗ-219 (6×4) также использовался в военных целях, в том числе для монтажа тяжелого кранового оборудования и системы перегрузки и установки на стартовую позицию баллистических ракет Р-5

В процессе модернизации базового семейства грузовиков КрАЗ (6×4), проведенном в начале 60-х гг., они получили новый четырехтактный дизель ЯМЗ-238 V8 (14860 см/ 215 л.с), а с 1966 г. на моделях с индексом Б мощность составила 240 л.с. Эти машины на долгое время стали основной гражданской продукцией завода. Их единственной модификацией в 1977 г. была серия Б1 с раздельным пневматическим приводом передних и задних тормозов, внешне отличавшаяся расположением фар и указателей поворота в единых блоках на передних крыльях. Из них в вооруженных силах применялись в основном бортовые грузовики КрАЗ-257Б/Б1, седельные тягачи «258Б/Б1» и шасси «257К/К1» с механизмом блокировки подвески, на которых монтировали 16-тонный дизель-электрический кран К-162,экскаватор Э-4010 и специальное военное оборудование. В 1967 г. основным армейским грузовиком стал внедорожный 7,5-тонный КрАЗ-255Б (6×6), впоследствии преобразованный в модель «255Б1». От предшественника 214-й серии он отличался 240-сильным дизелем с повышенной почти вдвое экономичностью, новыми коробкой передач и рулевым механизмом МАЗ с гидроусилителем и широкопрофильными шинами с централизованной системой регулирования внутреннего давления.

Опытный КрАЗ-6Э6316

Автомобиль мог преодолевать 30-градусный подъем и брод глубиной до 1 м достигал максимальной скорости 70 км/ч и мог буксировать по шоссе прицепы массой до 30 т. В военной сфере к КрАЗу-255Б по наследству перешли все функции, которые в армии выполнял его предшественник.

На этом шасси уста навливали звенья модернизированных понтонного парка ПМП-М и мостоукладчика ТММ-3, а также буксирные катера БМК-Т и БМК-130/150, войсковые одноковшовые экскаваторы Э-305В и ЭОВ-4421 с собственными силовыми агрегатами и сваебойную мостостроительную установку УСМ с четырьмя дизель-молота ми и 2,5-тонным гидрокраном. Для буксировки 26-тонных полуприцепов-топливозаправщиков и тяжелой бронетехники применяли седельные тягачи КрАЗ-255В/В1.

В 60-е гг. на заводе приступили к разработке нового дорожного семейства КрАЗ-250 (6×4), унифицированного с серийной гаммой, но оснащенного цельнометаллической кабиной. Из-за отсутствия производственных мощностей для ее сборки небольшая партия машин этой гаммы появилась только в 1978 г., а уже через год на ее основе началось производство 9-тонного армейского грузовика КрАЗ-260 (6×6), сменившего серию «255Б» и внешне отличавшегося встроенными в бампер световыми приборами и характерными плоскими передними панелями крыльев. На нем устанавливались дизельный двигатель ЯМЗ-238Л с турбо-наддувом мощностью 300 л.с, синхронизированная 4-ступен-чатая коробка передач с 2-сту-пенчатыми редуктором-демуль-

ПР Люльева должна была вылетать из шахты, как пуля. За одну секунду крышка должна была раскрыться, автоматика, получив сигнал о раскрытии крыши, обеспечить прохождение сигнала на пуск ПР, двигатель должен был запуститься и ракета взлететь. С такими скоростями при разработке ШПУ для МБР мы не сталкивались.

Если «стратегов» вполне устраивало раскрытие крыши сначала за минуты, а потом за несколько секунд, то для противоракетчиков мы должны были буквально стрелять многотонной крышей. Проработав многие варианты защитных устройств, в т.ч., откатного, отбрасываемого и раздвижного, мы остановились на раздвижном.типликатором и раздаточной коробкой с электропневматическим переключением, более простой привод задних колес со средним проходным мостом.

Опытный КрАЗ-6315

Машины 260-й серии стали новой базой для тяжелой военной техники Советской армии. На них устанавливали радиолокационные станции, системы залпового огня, 10-тонные краны и экскаваторы, мосто-укладчик ТММ-ЗМ1, сваебойную установку УСБ-Т и различное специальное оснащение, а на удлиненном шасси КрАЗ-260Г перевозили моторные звенья нового понтонного парка ПП-91,позволявшего создавать мостовые переправы длиной 268 м и паромные средства грузо подъемностью до 360 т. Десятитонный КрАЗ-260Д оснащался дизелями мощностью 320~360 л.с. Седельный тягач КрАЗ-260В, предназначенный для работы с полуприцепами полной массой до 27,5 т, применяли для перевозки зенитных ракет большой дальности и буксировки пусковых установок 5П85ТЕ/ТЕ2 зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ и С-300ПМУ-1.

С начала 60-х гг. КрАЗ активно занимался созданием новых образцов армейских автомобилей, базировавшихся на агрегатах серийных машин, способных буксировать артиллерийские системы и нести тяжелое оборудование и вооружение. В конце 60-х и начале 70-х гг завод построил несколько опытных образцов шасси и тягачей серии «253» (6×6) грузоподъемностью 9-10 т с разными кабинами над двигателем, 300-сильным дизелем, 8-ступенчатой коробкой передач и независимой подвеской всех колес Специальный вариант седельного тягача служил для работы с низкопрофильным 2-осным активным полуприцепом в составе автопоезда КрАЗ-259 с колесной формулой 10×10.

Второй этап опытно-конструкторских разработок относится к первой половине 80-х гг. и периоду перестройки в СССР. Эти работы проводились в соответствии с поручением Правительства от 17 февраля 19761 о создании семейства тактии ческих автомобилей грузоподъемностью 12_18 т, котоИ рое получило код «Открытие» В 1982 г. были созданы беска-потные прототипы 8×8 — бор! товой КрАЗ-4Р-3130 с двумя передними управляемыми моей тами и революционный для автомобильной промышленШ ности СССР грузовик «4Р-3120» с шарнирно-сочлененной paммой. Через год появилось длин-нобазное шасси «4Р-3120.02» грузоподъемностью 16-18 т для работы с разными грузовыми секциями с длиной монтажной платформы 10 м. Эти автомобили оснащали много-топливным 360-сильным двигателем ЯМЗ-8421, работавшим на бензине, на дизельном и даже ракетном топливе, 10-ступенчатой коробкой передач ЯМЗ-202 и арочными шн нами. Несмотря на высокую проходимость, сочлененные машины оказались слишком длинными и дорогими, и их доработку прекратили.

В декабре 1987 г были готовы 11 новых опытных машин с неразрезной рамой. Для замены 260-й серии предназначались 10-тонные каппотные грузовики и шасси «5Э63151» (6×6), а также седельный тягач «4Э6440», оснащенные агрегатами ЯМЗ, модернизированной кабиной от КрАЗ-260 с трехсекционным лобовым стеклом и новой передней облицовкой. Вариант тягача «4Э64401» (6×6) работал в сцепе с2-осным полуприцепом КрАЗ-0948 5 в составе активного автопоезда «4Э6010» (10×10).

Одновременно были встроены принципиально новые 15-тонные бескапотные грузовики «6Э6316″ и шасси к6Э63161» (8×8) с 420-сильным дизелем ЯМЗ и установленной перед ним оригинальной 3-местной кабиной с тремя лобовыми пуленепробиваемыми стеклами и возможностью навески защитной брони (для ее камуфляжа на передней стенке кабины помещалась надпись «Сибирь», которую ошибочно принимали за марку этих машин). Автомобили могли буксировать прицепы мае сой 12_15 т и развивали скорость 80-90 км/ч. В 1988 г. они прошли военные испытания, затем дорабатывались,но в 1991 г. после образования независимой Украины все работы над ними были свернуты.

КрАЗ-6322 на испытательном полигоне

С распадом СССР производственное объединение «АвтоКрАЗ» имени 50-летия Советской Украины, превратившееся впоследствии в ОАО «Холдинговая компания «АвтоКрАЗ», лишилось своего основного рынка сбыта и наиболее крупных военных заказов. С начала 90-х гг. его основной деятельностью стало создание и выпуск обновленных образцов гражданской автотехники с новыми силовыми агрегатами и более современными кабинами.

В 1995 г., через год после появления первых гражданских 2-осных автомобилей КрАЗ, представлявших собой укороченные исполнения стандартных грузовиков бх4, был создан армейский бортовой 5-тонный грузовик КрАЗ-5131ВЕ (4×4),сначала получивший 330-сильный дизель ЯМЗ-238БЛ, а затем — 330-сильный ЯМЗ-238Д с турбонаддувом.

В середине 90-х гг. на смену военной серии «260» пришел тактический 10-тонный 330-сильный бортовой грузовик КрАЗ-6322 (6×6) с новым стилем оформления облицовки и крыльев, развивавший максимальную скорость 85 км/ч. Его вариантами являются 11-тонное длиннорамное шасси «63221» для монтажа инженерного оборудования, ремонтно-эвакуационная машина «6322-056» с гидрокраном и седельный тягач «6446» для буксировки полуприцепов полной массой до 34 т, в том числе зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2 «Фаворит» и С-400 «Триумф». Новое 4-осное шасси КрАЗ-7133Н4 (8×4) используется под аэродромный топливозаправщик ТЗА-30 вместимостью 30 тыс. л.

 

Источники:
1. Кочнев Е.Д. Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 
2. АвтоКрАЗ Холдинговая компания «АВТОКРАЗ»

 

 

 

Похожие новости:

military-informant.com

Украинские секретные вездеходы КрАЗ времен СССР

В советские времена для простого обывателя Кременчугский автозавод являлся небольшим изготовителем тяжелых грузовиков и самосвалов, но на самом деле с момента своего образования по заказам Министерства обороны там негласно проводили секретные разработки перспективных армейских полноприводных грузовиков, тягачей и многоосных активных автопоездов.

КрАЗ-253/КрАЗ-259 (1962 – 1968 гг.)

Начало военным разработкам на КрАЗе в 1961 году положило решение об организации там секретного СКБ-2 для проектирования перспективной тяжелой военной техники. На следующий год группа молодых инженеров разработала первые образцы трехосных машин с 240-сильным дизелем ЯМЗ-238. Это были восьмитонный грузовик КрАЗ-253Б и седельный тягач КрАЗ-259Б для работы с активным полуприцепом, на которых установили кабину от предсерийного грузовика МАЗ-500. Революционной новинкой стали гидромеханическая четырехпозиционная коробка передач и независимая торсионная подвеска, повышавшие тягово-сцепные качества и устойчивость машин. В том же году прототипы прошли заводские испытания.

Бескапотный грузовик КрАЗ-253Б с кабиной от МАЗ-500. 1962 год (из архива 21 НИИЦ)

Испытания 240-сильного автомобиля КрАЗ-253Б с тентованным кузовом

Автопоезд в составе тягача КрАЗ-259Б и активного бортового полуприцепа (из архива 21 НИИЦ)


Автомобили, поспешно собранные на волне модных течений, оказались слишком сложными, дорогими и столь же ненадежными. Через два года завод представил вторую серию, состоявшую из девятитонного грузовика Э253 и тягача Э259 с полуприцепом Э834. На них смонтировали опытный 310-сильный дизель ЯМЗ-238Н с турбонаддувом и более надежную механическую восьмиступенчатую коробку передач, независимую подвеску и систему подкачки шин. Здесь впервые появилась собственная более просторная кабина, напоминавшая кабину ГАЗ-66. Испытания машин проводились до июня 1965 года, затем доработанные образцы вновь опробовали в 1967-м. В целом они удовлетворяли военных, но получились, опять-таки, очень дорогими, что считалось синонимом бесперспективности всего проекта.


Многоцелевое шасси КрАЗ-Э253 с 210-сильным двигателем. 1964 год

Седельный тягач КрАЗ-Э259 с активным полуприцепом-шасси Э834

Тягач КрАЗ-Э259 с активным бортовым полуприцепом Э834. 1965 год


В 1968 году были построены 10-тонный грузовик 2Э253 и седельный тягач 2Э259 с полуприцепом 2Э834, составившие третью серию. На них стояла упрощенная угловатая кабина, но независимая подвеска сохранилась. По мнению военных, они являлись лишь доработками и не представляли существенного шага вперед. Решением Госкомитета по оборонной промышленности дальнейшие работы по ним были остановлены.


Армейский 10-тонный дизельный грузовик КрАЗ-2Э253. 1968 год (из архива 21 НИИЦ)

Откидная кабина над 310-сильным дизелем ЯМЗ-238Н

Рабочее место водителя автомобиля КрАЗ-2Э253

Многоцелевое шасси КрАЗ-2Э253 для монтажа специальных надстроек


Семейство «Открытие» (КрАЗ-6315/6316) (1982 – 1991 гг.)

В соответствии с секретным правительственным постановлением от февраля 1976 года о разработке гаммы тяжелых армейских грузовиков и автопоездов, в Кременчуге разработали эскизный проект новой техники, которая в 1981-м по типажу 21 НИИИ получила код «Открытие».

Ведущим инженером-конструктором по этой теме являлся Владислав Константинович Левский, впоследствии – заместитель главного конструктора КрАЗа. Уникальность его идеи заключалась в создании, испытаниях и ежегодном обновлении обширной гаммы одиночных полноприводных трех- и четырехосных капотных и бескапотных грузовиков, тягачей и активных автопоездов, максимально унифицированных с гражданской продукцией. К 1991 году количество исполнений достигало 30 версий.


Неосуществленный проект грузовика КрАЗ-Э6315 с передней кабиной

Проект будущего армейского бескапотного автомобиля КрАЗ-Э6316


Основой семейства являлись трехосные 10-тонные капотные грузовики КрАЗ-6315, четырехосные 15-тонные бескапотные КрАЗ-6316 и активные пятиосные автопоезда КрАЗ-6010, состоявшие из капотных седельных тягачей КрАЗ-6440 и двухосных полуприцепов-шасси. В коротком обзоре подробно рассказать обо всех машинах невозможно, но стоит упомянуть наиболее важные.

Уже в 1982 – 1983 годах появились базовые грузовики Э6315 и Э6316 и седельные тягачи Э6440 первого поколения с многотопливным двигателем ЯМЗ-8425 мощностью 360 л. с., который мог работать в дизельном режиме или на бензине, керосине и их смесях, в том числе с ракетным топливом. К февралю 1984-го для проведения госиспытаний были готовы восемь образцов.


Капотный грузовик в третьем исполнении КрАЗ-3Э6315

Многоцелевое 11-тонное армейское шасси КрАЗ-3Э63151. 1985 год (из архива 21 НИИЦ)

Полигонные испытания модернизированного образца КрАЗ-4Э6315


К 1984 – 1987 годам относится формирование второго поколения. В капотном семействе новинками стали третья версия грузовика 3Э6315 и шасси 3Э63151 для спецнадстроек. С вибрациями в их кабине удалось справиться только на четвертом исполнении 4Э6315, получившем новую переднюю подвеску с гидроамортизаторами. В то же время третья версия тягача 3Э6440 с повышенным расположением капота была преобразована в четвертую 4Э6440. Испытания они проходили в сцепе с полуприцепом ЧМЗАП-93861 в составе автопоездов 3Э/4Э6010.


Тягач КрАЗ-4Э6440 для работы в составе активных автопоездов. 1986 год (из архива 21 НИИЦ)

Автопоезд КрАЗ-4Э6010 с тягачом КрАЗ-4Э6440 и полуприцепом 93861 (из архива 21 НИИЦ)

Суровые испытания автопоезда КрАЗ-4Э6010 в Средней Азии


В 1984-м также появилась третья версия 3Э6316 с кабиной над двигателем, которую почти сразу же преобразовали в четвертую 4Э6316 с балансирной подвеской.


Бескапотный КрАЗ-3Э6316 с 360-сильным двигателем в кабине. 1984 год


После подведения предварительных итогов долгих исследований и дальних пробегов Минобороны приняло решение об очередной модернизации всех автомобилей, составивших третье поколение 1987–1988 годов. Первые восемь прототипов появились в декабре 1987-го. Среди них были два грузовика 5Э6315 с откидными лобовыми бронестеклами кабины, их вариантом стало длиннобазное шасси 5Э63151.


Полигонные испытания грузовика КрАЗ-5Э6315 с серийной кабиной

Трехосный автомобиль КрАЗ-5Э6315 с лобовыми бронестеклами. 1987 год

Длиннобазный 360-сильный бортовой грузовик КрАЗ-5Э63151. 1987 год (из архива 21 НИИЦ)


Одновременно появилась машина 5Э6316 с двигателем ЯМЗ-8424 мощностью 420 л. с. и новой более просторной кабиной. Несмотря на это, более мощный дизель еле-еле умещался в ней, и потому было решено сместить его на 70 мм влево от продольной оси автомобиля.


Модернизированный грузовик КрАЗ-5Э6316 с 420-сильным двигателем

Испытание четырехосного автомобиля КрАЗ-5Э6316 в Заполярье. 1985 год


Наиболее кардинальное решение проблемы размещения силового агрегата на бескапотном шасси привело к рождению грузовика 6Э6316 с еще более мощным 450-сильным двигателем, который установили за вынесенной на передний свес армейской кабиной с пуленепробиваемыми стеклами. Его вариантом являлось 16-тонное шасси 6Э63161 с лебедкой. Есть сведения о создании на нем самоходной 152-миллиметровой артиллерийской установки «Мста-К».

Машины нового поколения проходили испытания в различных регионах страны и часто привлекали к себе внимание местных жителей. Понятно, что в таких условиях добиться полной секретности такой техники не удавалось. На ней тщательно затирали все внешние ссылки на завод-изготовитель, но для пущей дезориентации любопытных на передних панелях кабин с 1987 года помещалась надпись «Сибирь», которой поначалу ошибочно придавали статус официальной маркировки.


Бескапотный 450-сильный КрАЗ-6Э6316 с надписью «Сибирь». 1987 год (из архива 21 НИИЦ)

Грузовик КрАЗ-6Э6316 в Рязанском военном автомузее (фото автора)

Шасси КрАЗ-6Э63161 с лебедкой для монтажа вооружения (из архива 21 НИИЦ)


Испытания машин третьего поколения завершились летом 1988 года. К тому времени требования к такой технике существенно изменились, и дальнейшая борьба за существование семейства «Открытие» оказалась бессмысленной.

Несмотря на это, заводские конструкторы попытались спасти свое детище, создав еще три комбинации прежних машин. Первым в 1989 году появился упрощенный бескапотный грузовик 7Э6316 с двумя плоскими лобовыми стеклами в кабине.


Предпоследняя машина семейства «Открытие» — КрАЗ-7Э6316. 1989 год

Одновременно с ним на заводе собрали модернизированный капотник 6Э6315 с кабиной от «Сибири» с тремя лобовыми стеклами, а в 1990-м — грузовик 7Э6315 с расширенным моторным отсеком, в котором помещался 420-сильный двигатель с двумя радиаторами охлаждения по обеим сторонам. Доработки этих машин и их заводские испытания продолжались до конца 1991 года.


КрАЗ-7Э6315 — последний член семейства «Открытие» (из архива К. Закурдаева)


Что дальше?

С приобретением Украиной независимости все работы по теме «Открытие» были прекращены и больше не возобновлялись. Кременчугский завод запомнился нам в основном как поставщик старомодных «Лаптежников», чья конструкция, по сути, была разработана в 50-х годах еще в Ярославле, до переноса производства в УССР. Новый КрАЗ-6322, появившийся в 1994-м, унаследовал от семейства «Открытие» только детали подвески да топливные баки.


Читайте также:


www.kolesa.ru

На службе армейской — Автоцентр.ua

Автомобили КрАЗ в свое время массово поставлялись в Советскую Армию и во многие зарубежные страны. А что же завод предлагает военным сегодня? Рассказывает Генеральный директор ХК «АвтоКрАЗ» Сергей Сазонов.

Автомобили КрАЗ в свое время массово поставлялись в Советскую Армию и во многие зарубежные страны. А что же завод предлагает военным сегодня? Рассказывает Генеральный директор ХК «АвтоКрАЗ» Сергей Сазонов.

КрАЗ с системой залпового огня «Ураган»

Эскизный образец автомобиля с локальным бронированием кабины и моторного отсека.

Армейские автомобили создаются для выполнения боевых задач в условиях боевых действий. На войне всегда существует реальная угроза их уничтожения противником, поэтому требования к ним специфические. Специалисты ХК «АвтоКрАЗ» считают, что конструкция этих машин должна быть предельно функциональной: чем проще, тем лучше. Сложные конструктивные элементы, как правило, – наиболее хрупкие и уязвимые.

Сергей Сазонов

Генеральный директор ХК «АвтоКрАЗ»

Например, недавно КрАЗ-6322 «Солдат» наряду с другими марками автомобилей испытывался на устойчивость к воздействию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Направленный пучок электронного излучения вывел из строя электронные системы самых современных автомобилей ведущих мировых компаний. Они останавливались и превращались в неподвижную мишень. А простой и надежный солдат – КрАЗ оказался наиболее устойчивым к воздействию этого оружия: в его конструкции нет сложных электронных систем и при этом он выполняет свою боевую задачу так же эффективно, как и его суперсложные и супердорогие аналоги. Вот в этой простоте, надежности и высокой выживаемости на поле боя и состоит преимущество КрАЗа.

Полноприводный седельный тягач КрАЗ-6446 «Титан-01» в составе известного зенитного ракетного комплекса С-300.

Седельный тягач КрАЗ Т17.OEX «Титан-02» для перевозки тяжелых грузов, в т. ч. танков. Полная масса полуприцепа – до 75 т.

Автомобиль-шасси КрАЗ-63221 «Универсал» с автоцистерной, предназначенный для миротворческих сил ООН.

Подвижная огневая точка на базе КрАЗ-5233 «Спецназ».

Для Украины

В Вооруженных силах Украины много грузовиков, доставшихся от Советской Армии: КрАЗы, КАМАЗы, УРАЛы, ЗИЛы и ГАЗы – практически весь спектр грузового автопрома СССР. Украинская армия страдает от такого многообразия: оно затратно и не обеспечивает решения современных боевых задач. Поэтому Минобороны Украины и Генштаб ВС ведут активную модернизацию своего парка грузовиков. Кременчугские автомобили – основа этой работы. Но не следует думать, что все произошло автоматически: только потому, что КрАЗ – это украинский автомобиль.

Современные военные КрАЗы прошли десятки тысяч километров, доказывая свою пригодность для службы в новой украинской армии. Государственные испытания проводились в тяжелейших природно-климатических условиях, и КрАЗы с честью выдержали их. За последние два года в войска поступило около 200 грузовиков КрАЗ-6322 «Солдат» (6х6) и первые автомобили КрАЗ-5233 «Спецназ» (4х4).

Нужно сказать, что к кременчугским автомобилям хорошо адаптируются многие системы вооружения и специальные военные надстройки – как стоявшие на вооружении Советской Армии, так и новые. Например, одесское предприятие «Телекарт» выпустило для войск связи радио­технический комплекс самого современного мирового уровня, который базируется на автомобилях КрАЗ-5233ВЕ. Одна из украинских компаний использовала этот автомобиль как базу компрессорной установки, заправляющей современные самолеты рабочими смесями.
Хорош КрАЗ-5233ВЕ и как легкий артиллерийский тягач. Но свои отменные качества – высокую скорость, проходимость, возможность установки локального бронирования – кременчугский вездеход особо проявляет при использовании его специальными подразделениями.

КрАЗы рассматриваются и как база для запуска беспилотных летательных аппаратов, и как носители реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Ураган», которые сегодня смонтированы на четырехосных машинах БАЗ и МАЗ. Ведь цена КрАЗа (6х6) примерно в два раза ниже, чем МАЗа (8х8). Автозавод совместно с одним из предприятий Минобороны создал такой боевой комплекс на шасси КрАЗ-6322: «Ураган» стал на кразовское шасси без проблем (заглавное фото). Сейчас конструкторы присматриваются к более тяжелому «Смерчу». Но для этого необходимо изготавливать опытные образцы. К сожалению, пока не решен с военными вопрос о финансировании новых разработок.

Тем не менее в армейских кругах уже созрело понимание того, что КрАЗ – это лучшая машина для украинской армии.

КрАЗ-63221 «Радист» – для монтажа комплексов связи (радиорелейная, тропосферная, космическая и т. д.).

Боевой комплекс дальней пассивной радиотехнической разведки «Кольчуга-М» на базе КрАЗ-6322РЭБ-01 «Часовой». Он одновременно сопровождает до 200 воздушных целей.

В дальних странах

Грузовики КрАЗ уже давно несут службу в разных уголках мира. Они состоят на вооружении армий России, Китая, Индии, Египта, ряда африканских стран и др. И везде зарекомендовали себя как автомобили надежные и простые.

В 2005-2006 гг. в Ирак было отправлено около 2300 КрАЗов. И сегодня они по-прежнему работают, несмотря на сложнейшие условия эксплуатации. Интересно, что многие из них оснащены навесным бронированием, изготовленным в местных армейских мастерских.
Опыт использования автомобилей КрАЗ на военной службе и в боевых действиях в различных странах мира показал, что что наша техника особенно успешно работает в наиболее сложных природно-климатических условиях – в пустынях, джунглях, горах. Например, в песчано-пустынной местности КрАЗы надежно служат при температуре +65°С за бортом, случаев закипания охлаждающей жидкости в двигателе не было.

Отлично показали себя КрАЗы и в Афганистане. На заводе есть фото автомобиля, в переднюю часть которого выстрелили из гранатомета. Машину разворотило, но экипаж остался жив, так как перед ним была естественная защита – двигатель. Капотная компоновка выручала и при наезде на мину: взрыв разрушал передний мост, а люди в кабине оставались хоть и оглушенными, но живыми. Известны случаи, когда КрАЗ вы­возил людей даже в случае уничтожения одного из колес.

Недавно автомобиль КрАЗ стал настоящим открытием для военных Таиланда и Южной Африки. Увидев кременчугские автомобили во время преодоления различных препятствий на испытательных полигонах, они были поражены их возможностями, и особенно КрАЗ-5322ВЕ.

Автомобили в броне

Опыт боевых действий в Афганистане и других горячих точках показал необходимость бронирования грузовых автомобилей. Холдинговая компания сегодня расширяет модельный ряд техники, оснащенной локальным и полным бронированием.

ХК «АвтоКрАЗ» работает и над конструкцией автомобилей – подвижных огневых точек, предназначенных для обеспечения безопасности миротворческих конвоев и различных караванов, прикрытия важных объектов в странах с повышенной террористической угрозой. Машины разработаны на базе КрАЗ-5233 «Спецназ». На ее платформе в бронированном капонире стоит зенитная автоматическая пушка ЗУ-23.

От украинских военных официальный заказ на бронированные автомобили пока не получен, но свои предложения ХК «АвтоКрАЗ» им уже сделала.

Бронеавтомобиль Raptor на выставке вооружений IDEX-2007.

Перспективная разработка бронеавтомобиля на базе КрАЗ-5233ВЕ (4х4).

 

А в других странах такие КрАЗы уже служат. Так, для Юго-Восточной Азии совместно с итальянской фирмой выпущена партия полностью бронированных КрАЗов. С канадской фирмой на базе КрАЗ-6322 был изготовлен бронеавтомобиль Raptor. Он имеет скрытое бронирование капота и кабины, а также закрытый тентом (для маскировки) бронемодуль в кузове, где размещаются 20 вооруженных бойцов. Этот автомобиль участвовал в демонстрационных заездах на Международной выставке вооружений IDEX-2007 в Абу-Даби. И хотя общий вес брони превышал 5 тонн, только он один из всех трехосных машин преодолел стенку 0,6 м. Успешно он прошел и другие препятствия.

Сегодня в мире спрос на военную технику, в том числе автомобильную, возрос. Это тот сегмент рынка, на который не действуют никакие кризисные явления. И неудивительно, что ХК «АвтоКрАЗ» целенаправленно и масштабно развивает модельный ряд, предназначенный для военных.

Записал Леонид Гоголев
Фото ХК «АвтоКрАЗ»

www.autocentre.ua

Новые «игрушки» украинской армии

 

Украинские военные вскоре получат очередную новинку. Госконцерн «Укроборонпром» заявил, что запускает в производство новую бронированную машину разведки — «Хазар».

Всего же с началом российской агрессии в Украине отечественный оборонно-промышленный комплекс, по подсчетам Hubs, запустил в серийное производство около 20 новых моделей военной техники. Один только КрАЗ, если верить пресс-службе, поставил на конвейер около десятка новых грузовиков.

Hubs вспомнил 10 самых многообещающих экземпляров военных машин, производство которых было начато в Украине с момента оккупации Россией Крыма.

БРДМ-2ДИ «Хазар»

БРДМ-2. Фото: Виталий Кузьмин

«Хазар» — разработка не новая. Инженеры Николаевского ремонтно-механического завода «нарисовали» броневик еще в 2005 г. Но финансирования не было, проект продвигался очень медленно. Испытания «Хазар» прошел только в 2011 г., но на вооружение так и не был принят.

О БРДМ вспомнили только после начала война на Донбассе. В октябре прошлого года два разведывательных броневика заказала Госпогранслужба. И, как заверили в «Укроборонпроме», они уже запущены в производство на Николаевском бронетанковом заводе.

«Хазар» — легкий броневик. Его главные преимущества – проходимость и маневренность. Экипаж — четыре человека. На вооружении — крупнокалиберный пулемет.

БММ-4С

БММ-4С

БММ-4С — это бронированная скорая помощь, выполненная на базе БТР-4Е. Разработчик — Харьковское КБ им. Морозова. Производство налажено на Харьковском заводе специальных машин.

Первые две бронированных «скорых» стали на вооружение ВСУ в сентябре прошлого года.

В БММ-4С предусмотрены места для носилок и медицинского оборудования. Также военная «скорая» может оснащаться крупнокалиберным пулеметом.

БМПТ-64

БМПТ-64

БМПТ-64 – пожалуй, самая интересная новинка отечественного ОПК. По сути, машина представляет собой смесь боевой машины пехоты и танка. За основу броневика разработчики Харьковского бронетанкового ремонтного завода взяли танк Т-64 и переделали его в БМП.

От стандартной машины пехоты БМПТ-64 отличается прочностью брони. Так, например, если у БМП-2 толщина бронированной стали 23 миллиметра, то у БМПТ-64, как у танка – 350 миллиметров.

Кроме троих членов экипажа, в бронемашине могут разместиться 12 человек десанта. Люк для высадки спецназа размещен в кормовой части БМП. Это позволяет бойцам выходить со стороны, защищенной от огня противника.

На вооружении новой боевой машины пехоты – пушка калибра 30 миллиметров, два пулемета и противотанковые управляемые ракеты.

БМ-21 «Бастион-1(2)»

БМ-21 Бастион-1(2)

«Бастионы» — это усовершенствованные модели уже хорошо известных в Украине систем залпового огня «Град». Отечественные модернизированные РСЗО устанавливаются на новое шасси КрАЗа. Доработкой «Бастион-1(2)» с прошлого года занимается Шепетовский ремонтный завод.

Главное отличие «Бастионов» от еще советских «Градов» — дальность полета снарядов. Если советские системы запускали снаряд примерно на 20 км, то современные украинские способны поражать цели на расстоянии до 40 км.

РЛС 80К6К1

РЛС 80К6К1

Осенью прошлого года «Укроборонпром» представил новую радиолокационную станцию с трудно запоминающимся названием — 80К6К1.

Такие станции используются в составе зенитно-ракетных подразделений ПВО. 80К6К1 способна определить всю необходимую информацию о воздушных объектах, включая их государственную принадлежность.

РЛС 80К6К1 работает на расстоянии до 400 км. Дальность обнаружения целей типа «тактический истребитель» – 220 км.

Разработчик и производитель новинки – НПК «Искра».

СРМ-1 «Казак»

СРМ-1 «Казак»

«Казак» — еще один «долгострой» отечественного оборонно-промышленного комплекса. Автомобиль разработало НПО «Практика» в 2009 г. Но заказчиков на него не нашлось. К 2013 г. всего было выпущено два опытных экземпляра броневика.

Осенью 2014 года «Казак» попал на «осмотр» к премьер-министру Арсению Яценюку. Главе Кабмина автомобиль понравился. Но премьер пожаловался, что цена слишком высока, поэтому армия не может себе его позволить. По состоянию на середину июля прошлого года, стоимость одной бронемашины составляла 2 млн гривен.

На выручку украинским военным пришел госдеп США. Американцы профинансировали покупку «Казака». Правда, пока только одного. Броневик принят на вооружение Госпогранслужбы.

«Казак» построен на базе шасси IVECO. Имеет защиту от противопехотных мин. На крышу автомобиля может устанавливаться крупнокалиберный пулемет, либо гранатомет.

Также разработчики предусмотрели возможность установки боевого модуля с дистанционно управляемым вооружением.

Экипаж броневика – 5 человек.

Spartan

KrAZ Spartan

Броневик Spartan по лицензии канадской Streit Group выпускает Кременчугский автозавод. Как заверили Hubs в пресс-службе завода, до начала АТО «Спартаны» в Украине не выпускали. Первые бронемашины выпустили под заказ Министерства обороны — в декабре прошлого года 15 кременчугских броневиков были приняты на вооружение ВСУ.

Автомобиль построен на шасси Ford. На крыше «Спартана» может быть установлен пулемет, либо гранатомет.

Экипаж автомобиля — 2 человека. Также конструкция предусматривает размещение мобильной группы до 12 человек.

Cougar

KrAZ Cougar

Еще один броневик Streit Group, производство которого в прошлом году освоил «АвтоКрАЗ».

«КрАЗ Кугуар» построен на базе шасси Toyota Land Cruiser. Его габариты скромнее, чем у Spartan – он уже и короче. А поэтому и людей в него помещается меньше. Он способен принимать на борт, помимо экипажа, до шести человек.

В остальном автомобиль ничем не уступает «спартанцу». На «Кугуар» также можно устанавливать пулемет, либо гранатомет.

«Кугуары» уже поступили на вооружение как Национальной гвардии, так и Вооруженных сил.

КрАЗ 6322 «Раптор»

КрАЗ 6322 «Раптор»

Впервые автомобиль был продемонстрирован в ноябре прошлого года. И буквально сразу поступил на вооружение Национальной гвардии. В отличие от «Кугуара» и «Спартана», «Раптор» построен на родном «кразовском» шасси.

Броневик предназначен для транспортировки десанта. На борту могут разместиться до 24 человек. В «Рапторе» броней защищены кабина, главные узлы машины и десантное отделение.

Сам десантный модуль оборудован бронестеклами и бойницами, что позволяет вести бой даже во время движения автомобиля. Кроме того, в планах Нацгвардии оборудовать «Рапторы» установками для крепления пулеметов.

КрАЗ «Шрек»

КрАЗ «Шрек»

Броневик еще не воюет, но, если верить обещанию главы МВД Арсена Авакова, скоро поступит на вооружение Национальной гвардии.

«Шрек» так же, как и «Раптор», построен на шасси КрАЗа. Впервые автомобиль был продемонстрирован на выставке в Казахстане в мае прошлого года.

КрАЗ «Шрек» — многоцелевой бронированный внедорожник с противоминной защитой. Предназначен для оперативного и безопасного перемещения личного состава воинских подразделений, техники и оборудования и их огневой поддержки.

На бронемашину установлена аппаратура для связи и наблюдения, включая камеры заднего вида ночного видения с дальностью обзора до 500 м. Возможна установка такого вооружения как пулеметы и гранатометы.

КрАЗ «Шрек» способен принять на борт двух членов экипажа и 10 пассажиров.

hubs.ua

Заводская коллекция. Музей КрАЗа » ГРУЗАВТОИНФО

Свой «как бы музей» есть почти на каждом отечественном автозаводе. Музей с «натурными» экспонатами есть уже не у каждого. А заводской музей грузовиков с экспонатами на ходу в СНГ только один — у КрАЗа.


Начиная с 2003 г., на Кременчугском автозаводе восстановили уже пять исторических образцов — внедорожный трехосник КрАЗ-214, самосвал КрАЗ-222 «Днепр», КрАЗ-255Б, КрАЗ-260, и экспериментальный четырехосник КрАЗ-6Э6316 «Сибирь».

Первенец

С чего должна начинаться любая музейная экспозиция исторического собрания автомобилей любой марки? Конечно, с самой первой машины! В коллекции компании «АвтоКрАЗ» первенец присутствует. Его имя — КрАЗ-222 «Днепр». Кстати, это первый и единственный серийный КрАЗ советского периода, у которого было официальное собственное имя. Первое время даже аббревиатура КрАЗ не употреблялась; машина называлась просто «Днепр-222».

Эту конструкцию на КрАЗ передали с ярославского ЯАЗа. Первые два самосвала из машинокомплектов в Кременчуге собрали 10 апреля 1959 г. Еще год эти машины параллельно строили и в Ярославле, и в Кременчуге. Ярославль готовился окончательно стать производителем двигателей, а Кременчуг — автомобилей. С весны 1960 г. 10-тонный самосвал модели «222» стали выпускать только в Кременчуге, направляя большинство машин на главные «стройки коммунизма» тех времен. При участии самосвалов КрАЗ-222 были возведены, например, знаменитые Братская и Усть-Илимская гидроэлектростанции. До 1966 г. в Кременчуге собрали 11 633 самосвала «Днепр-222».

«Дед» и «внук»

Самосвалы КрАЗ-222 были заметным элементом пейзажа практически всех «великих строек» 1960-х гг., однако главной службой грузовиков марки КрАЗ была служба военная.

В армии КрАЗы прославились, прежде всего, благодаря полноприводным моделям. Первая такая конструкция досталась КрАЗу также «по наследству» от Ярославского автомобильного завода.

Речь о 214-й модели, которую разработали на ЯАЗе в 1951 г. В Ярославле ее серийно выпускали с 1956 по 1959 гг., а затем производство было переведено в Кременчуг, где машину подвергли модернизации.


КрАЗ-214Б — первый внедорожник кременчугской марки


КрАЗ-260 — последний «лаптежник» советского периода


152-мм гаубица 2А36 «Гиацинт-Б» органично дополняет облик музейного КрАЗ-260

Модернизированная версия получила наименование КрАЗ-214Б. Именно такой автомобиль 1960 г. выпуска восстановлен и сохранен заводчанами.

В музее представлена бортовая версия с двигателем ЯАЗ-М206Д мощностью 205 л.с. Всего же в период с 1959 по 1964 гг. построили 32 870 внедорожников КрАЗ-214Б.

В 2007 г. экспозицию музея пополнил еще один военный бортовой внедорожник. КрАЗ-260 – это полноприводный трехосник периода Перестройки.

Дебют КрАЗ-260 состоялся на военном параде на Красной Площади в 1985 г.

В тот день новенькие КрАЗы-260 буксировали артсистемы «Гиацинт-Б». У украинских военных нашлась такая гаубица, которую «демилитаризовали» и передали КрАЗу. Орудие, по габаритам, кстати, превосходящее сам автомобиль, очень органично дополняет облик музейного грузовика — одного из 15 279 изготовленных.

Земноводный

КрАЗ-214Б — это первый внедорожник Кременчугского автозавода, КрАЗ-260 — последний советского периода. Однако военным олицетворением марки КрАЗ не является ни тот, ни другой. Настоящий военный символ завода — это, безусловно, «промежуточная» модель — КрАЗ-255Б.

Автомобилей КрАЗ-255Б за четверть века их производства построили без малого 160 732 экземпляра — это почти в пять раз больше, чем КрАЗ-214Б и в десять раз больше, чем КрАЗ-260.

КрАЗ-255Б, оснащавшийся 240-сильным дизелем ЯМЗ-238, поставлялся в 57 стран мира, в их числе Китай, Пакистан, Индия, африканские государства, страны Латинской Америки и Ближнего Востока. Множество военных спецнадстроек устанавливались на КрАЗ-255Б — тяжелые механизированные мосты, эвакуаторы, радары ПВО, ремонтные мастерские. Самым необычным оборудованием, носителем которого был КрАЗ-255Б, несомненно стал понтонно-мостовой парк ПМП.



В комплект одного парка входили 36 автомобилей КрАЗ-255Б, оборудованных для перевозки понтонных звеньев. Зрелище, когда такая армада заезжает в воду и синхронно сбрасывает понтоны, поистине завораживает.

После сброса понтоны необходимо было скомплектовать в наплавной мост. Работу эту осуществляли буксирно-моторные катера БМК-Т. На один комплект понтонно-мостового парка ПМП полагалось 12 таких катеров и, соответственно, 12 транспортеров для них. Транспортерами для БМК-Т служили, нетрудно догадаться, тоже автомобили КрАЗ-255Б.

КрАЗ с водруженным на него катером — один из самых харизматичных советских военных автомобилей. Неудивительно, что великолепно сохраненный именно такой вариант входит в заводскую музейную коллекцию ХК «АвтоКрАЗ».

Сибирь

Жемчужина экспозиции заводского музея — это, безусловно, экспериментальный четырехосный полноприводный грузовик — КрАЗ-6Э6316 «Сибирь». В кратком изложении его история выглядит так:
В середине 1970-х гг. в военных кругах СССР созрела идея: перевести некоторые виды вооружения с гусеничного хода на колесный, с целью удешевления затрат. В итоге КрАЗу было поручено разработать семейство армейских автомобилей под кодовым названием «Открытие».

В семейство «Открытие» должны были войти автомобили колесной формулы 6х6, 8х8 и автопоезда с активным полуприцепом 10х10. С трехосниками и автопоездами никаких проблем не было, а вот четырехоски пришлось разрабатывать с нуля.


КрАЗ-6Э6316 «Сибирь» — один из последних опытных образцов проекта «Открытие»



Музейный экспонат, как и все машины заводской коллекции, ходовой и иногда участвует в демо-показах на испытательном полигоне

В 1982 г. первый образец опытного четырехосника был готов. В последующее время Министерство обороны СССР несколько раз меняло требования к машинам, в результате чего на свет появлялись новые и новые варианты перспективных шасси.

К концу 1980-х гг. кразовская четырехоска уже представляла собой абсолютно оригинальный автомобиль с двигателем за кабиной. Кабина, кстати, тоже стала абсолютно оригинальной и ничего общего с серийной продукцией не имела.


Надпись «Turbo» — бутафорская. Турбины на машине не было, а эмблема предназначалась исключительно для отвлечения внимания во время испытаний

В декабре 1989 г. военные в очередной раз пересмотрели технические требования. КрАЗ в очередной раз взялся за перепроектирование, а через два года распался Советский Союз. Нетрудно догадаться, что тема «Открытия» была закрыта за прекращением финансирования.

Один из последних опытных образцов, КрАЗ-6Э6316, долгое время разваливался на территории завода, а в «лихие» 1990-е незаметно оттуда исчез. Затем через 15 лет он был случайно найден, и в результате детективной истории в декабре 2006 г. возвращен на завод в «полуживом» состоянии. Потом была кропотливая реставрационная работа, в результате которой украшением экспозиции музея стал ходовой образец уникальной опытной машины.

mirtransporta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *