Из чего состоит башенный кран – Башенный кран: КБ, КБМ, КБГС, КБР — основные типы, конструкция, технические характеристики

Содержание

«Башенный кран»

Федеральное агентство по образованию

Российской Федерации

Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

Дисциплина «Строительные машины»

Расчетно-пояснительная записка

к курсовому проекту

Выполнила ст. группы 8-П-III

Зарочинцев С.В.

Проверил преподаватель

Тихомиров В.В.

Курсовой проект защищен с оценкой:

Санкт-Петербург

2013 Оглавление

Задание на проектирование.

Описание башенного крана и принцип его работы.

Построение грузовой характеристики стрелового крана.

Выбор каната грузоподъемного механизма крана.

Выбор двигателя грузоподъемного механизма крана.

Описание техники безопасности при эксплуатации крана.

Заключение.

Список литературы.

Задание на проектирование

Вариант 77.

Расчетные массы конструкции крана, т:

  • Стрелы Gc 3

  • Башни Gб 6

  • Поворотной платформы Gпл 7

  • Противовеса Gпр 30

  • Неповоротной части крана Gн 25,5

Расстояние от плоскости, проходящей через ось вращения крана, параллельно ребру опрокидывания, до центра тяжести элементов конструкции крана, м:

  • Башни Lб 1,8

  • Поворотной платформы L

    пл 1,5

  • Противовеса Lпр 5

  • Неповоротной части крана Lнч 0

Расстояние от оси вращения до корневого шарнира стрелы r, м: 2,4

Расстояние от плоскости опорного контура до корневого шарнира стрелы hr, м: 19

Расстояние от центров тяжести отдельных элементов крана до плоскости опорного контура, м:

  • Башни hб 10

  • Поворотной платформы hпл 1

  • Противовеса hпр 2,5

  • Неповоротной части крана hнч 0,5

Площадь наветренной поверхности элементов конструкции крана, м2:

  • Стрелы Fc 4

  • Башни Fб 14

  • Поворотной платформы F

    пл 5

  • Противовеса Fп 4

  • Неповоротной части крана Fнч 3

  • Груза Fr 3

Длина стрелы Lстр, м: 33

Высота подъема груза Нгр, м: 43

Максимальная скорость подъема груза, м/с: 0,3

Кратность грузового полиспаста m, шт.: 4

Количество обводных блоков nбд, шт.: 3

Расстояние от оси вращения крана до ребра опрокидывания, м:

  • Вперед b 2

  • Назад b1 1,5

Описание башенного крана и принцип его работы

Башенный кран – это грузоподъемная машина со стрелой, закрепленной в верхней части башни, выполняющей работу по перемещению и монтажу конструкции благодаря сочетанию 3-х движений, а именно: подъема и опускания груза, поворота груза и перемещения самого крана.

Башенный кран является основной грузоподъемной машиной в выполнении монтажных работ в строительстве. Они предназначены обслуживать территорию строительных площадок зданий и сооружений, складов, полигонов, погрузка и разгрузка материалов с транспорта — при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

Любой башенный кран состоит из следующих частей:

-Башня.

-Рабочая стрела.

-Опорная часть.

-Опорно-поворотное устройство.

-Кабина управления.

По виду применения башенные краны бывают: 1) передвижные по рельсовому пути; 2) стационарные; 3) самоподъемные.

По способу изменения вылета стрелы: 1) с подъемной стрелой; 2) с горизонтально закрепленной стрелой.

По типу башни: 1) поворотная целиком; 2) поворотная только верхняя часть.

По способу поворота, башня крана может быть верхнеповоротной (с неповоротной башней и поворотным оголовком) и нижнеповоротной (с поворотной платформой или с поворотной башней).

По способу сборки, башни кранов могут выполняться неразбираемыми, разбираемыми на земле (телескопические и складывающиеся), подращиваемыми снизу и наращиваемыми сверху.

Работа башенного крана осуществляется посредством выполнения краном таких рабочих движений, как подъем стрелы, изменение ее вылета, поворот и передвижение крана на территории строительной площадки. Вылет стрелы, в зависимости от модели и вида крана, регулируется при помощи подъема или спуска стрелы, либо регулировка осуществляется при помощи грузовой тележки, расположенной вдоль стрелы.

Подъем груза производится с помощью применения грузовой лебедки. Крюковой обоймы и грузового каната. При этом поворотная платформа крана может осуществлять повороты относительно неповоротной части машины. Движение поворотной части проводится при помощи специального поворотного механизма. Обе части крана (поворотная и неповоротная) соединены между собой опорно-поворотным устройством. При помощи данного устройства вертикальные и опрокидывающие нагрузки, действующие на поворотную платформу крана, передаются на неповоротную часть. Неповоротная часть является ходовой рамой крана.

Для безопасной работы на башенном кране установлены различные устройства, следящие за выполнением работы машины. К ним относятся ограничители поворота крана, механизма подъема груза, подъема стрелы и передвижения грузовой тележки. Управление всеми рабочими механизмами производятся крановщиком, сидящим в кабине управления. Кабина управления устанавливается в башне в верхней ее части.

К основным параметрам башенных крановотносятся:

  • вылет (это расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа (крюковой подвески) при установке крана на горизонтальной площадке).

Вылетом крюка определяется зона обслуживания строящегося сооружения, склада.

  • грузоподъемность (характеризуется максимально допустимой массой рабочего груза, на подъем которого рассчитан кран).

Грузоподъемность крана меняется в зависимости от вылета крюка и является главным параметром башенного крана.

  • грузовой момент (представляет собой произведение грузоподъемности на соответствующий вылет).

  • высота подъема (расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем рабочем положении).

  • глубина опускания (расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении).

  • скорости рабочих движений (скорость подъема, поворота, передвижения крана, передвижения тележки, изменения вылета).

  • задний габарит (наибольший радиус поворотной части крана (поворотной платформы или противовесной консоли) со стороны, противоположной стреле).

От величины заднего габарита у кранов с поворотной башней зависит выбор величины удаления кранового пути от стены возводимого здания.

  • масса крана (полная масса крана с балластом, противовесом и в полностью заправленном состоянии).

  • мощность крана (суммарная мощность всех электродвигателей, установленных на кране).

studfiles.net

Башенные краны – Основные средства

 

Какими бы темпами ни росло у нас индивидуальное жилищное строительство, потребность в многоэтажных зданиях не сокращается, а наоборот, увеличивается. С одной стороны – рост численности населения, с другой – урбанизация: активные люди стремятся перебраться поближе к центру, оставляя на периферии за собой только коттедж или небольшой летний домик. Растущим как грибы после дождя фирмам также требуется все больше офисных помещений, да и ремонт уже построенных многоэтажек никто не отменял, вот и поднимаются то здесь, то там башенные краны – верные знаки растущей экономики.

Не только в строительстве нашли себе применение башенные краны, широко используются они при погрузочных работах на заводах, ж/д узлах, в портах и т. д. Своим названием этот вид подъемного оборудования обязан центральной части – вертикальной мачте, которая является основным и обязательным элементом всех видов башенных кранов. Следующая важная деталь – это главный рабочий орган крана – стрела, на которой находится крюковая навеска. Остальные узлы, различающиеся у разных моделей: поворотная платформа, оголовок, распорка, противовесная консоль, опорные балки, фундаментные блоки, монтажные модули, рельсовая тележка, электрооборудование и системы управления.

 

По особенностям устройства башенные краны делят на две большие группы: с поворотной башней и с поворотным оголовком. У первой группы башня устанавливается на поворотную платформу, которая, в свою очередь, покоится на фундаментном основании или рельсовой тележке. На платформе же, в задней ее части, расположены электро­оборудование и блоки противовеса. Наклонная стрела крана вывешена на блоках, один блок стоит на оголовке верхушки башни, второй – на распорке, представляющей собой стрелу в миниатюре, или «противострелу». Крюковая подвеска расположена на конце стрелы, горизонтальное перемещение грузов осуществляется за счет изменения угла наклона стрелы благодаря специальной схеме запасовки канатов. К этой группе относится большая часть отечественных кранов серии «КБ», сокращение от «кран башенный». Иногда стрелу кранов этой конструкции используют как балочную, она постоянно вывешивается горизонтально или под определенным углом, грузы же перемещаются продольно на грузовой тележке (каретке), которая движется по предусмотренным на стреле специальным направляющим.

Краны с поворотной башней в мировой номенклатуре иначе называют самоподъемными, и в связи с этим возникает путаница, так как у нас, например, самоподъемными всегда называли краны с поворотным оголовком, которые устанавливаются в лифтовую шахту многоэтажки-«свечки» и растут вместе с ней, «карабкаясь» по специальным окнам шахты, сами поднимают себя. К тому же надо добавить, что элементы «самоподъема» наблюдаются у башенных кранов совершенно разных конструкций обоих типов: как с поворотной башней, так и с поворотным оголовком. Поэтому термин «самоподъемные» лучше всего зафиксировать за такими кранами, которые поднимают себя самостоятельно, не прибегая ни к какой посторонней помощи. В этом случае мы увидим под этим названием краны с поворотной башней, небольших размеров, которые уже в собранном виде, но в сложенном состоянии, доставляются на строительный объект. Далее они снимаются с трейлера и расправляются за счет собственных лебедок, как раскрываются под лучами солнца цветочные бутоны. У них небольшая грузоподъемность и нет кабины крановщика, управляются они с земли с помощью дистанционного управления и применяются для строительства малоэтажных зданий и при капитальном ремонте.

Производство башенных кранов с поворотной башней – аналогов нашим КБ в развитых странах прекращено, там они уступили место кранам с поворотным оголовком. Суммарно можно подытожить следующие характеристики башенного крана с поворотной башней и маневровой стрелой:

  • быстрый монтаж без применения другого башенного крана или автокрана с длинной стрелой;
  • увеличение рабочей зоны за счет движения по рельсам;
  • сложная система запасовки канатов и тем не менее неравномерная горизонтальная подача груза;
  • сравнительно небольшая высота подъема крюка.

Последний критерий и стал определяющим для выбора в сторону кранов с поворотным оголовком.

Эта группа кранов самая обширная, общий же принцип состоит в том, что башня у них жестко закреплена на основании, а поворотное устройство находится в верхней части башни, и вращается только оголовок с противовесом и стрелой. При использовании таких кранов на погрузочных работах для увеличения рабочей зоны их устанавливают на рельсовую тележку, при строительстве же высотных объектов подвижность крана становится ненужной, важнее будет возможность дополнительного крепежа башни крана к строящемуся зданию. Всего можно выделить три варианта кранов с поворотным оголовком: с подъемной (маховой) стрелой, с балочной стрелой, безоголовочные. Краны с подъемной стрелой конструктивно повторяют стреловые гусеничные краны, но вместо гусеничной тележки установлены они на верхушку башни. На платформе, к которой крепится стрела, укреплены распорные блоки и электрооборудование, в задней части платформы или под ней ставятся блоки противовесов. Этот вид кранов позволяет получить преимущества маховой стрелы на большой высоте.

У балочных кранов рабочая стрела вывешивается горизонтально или под небольшим углом к горизонтальной плоскости. Крюк подвешен к грузовой тележке, которая передвигается по направляющим стрелы. Противоположно стреле выставляется противовесная консоль, которая уравновешивает стрелу через блок на вершине оголовка натянутыми тросами. Такая схема делает краны похожими внешне на коромысло. Оголовок может быть относительно небольшим, а может быть и фактическим продолжением башни (у кранов с высокой грузоподъемностью). Противовесные блоки могут размещаться на подвижной тележке, аналогичной грузовой каретке. В этом случае появляется возможность варьировать грузовысотными характеристиками, а также повышать устойчивость крана к сильному ветру, смещая противовес ближе к башне.

Безоголовочные краны – самый молодой вариант, первой его внедрила испанская компания Linden Comansa в 1970-х гг. Стрела и противовесная консоль здесь выполнены как единое целое, в связи с чем повышаются требования к прочности всей стрелы, башни и опорно-поворотного устройства. Безоголовочный кран в то же время остается балочным, только в отличие от кранов с шарнирно соединенной стрелой его стрела ставится только горизонтально. К достоинству всех балочных кранов – равномерной горизонтальной подаче грузов и простой схеме запасовки канатов у – без­оголовочного крана добавляется еще и экономия материалов за счет отказа от блоков и растягивающих тросов. У кранов с поворотным оголовком все электрооборудование расположено наверху, а обычное размещение грузовой лебедки у балочных кранов внутри стрелы.

По своей конструкции башни и стрелы могут быть сплошными трубчатыми или решетчатыми треугольного, прямоугольного или квадратного сечения. Чаще, однако, встречаются башни сечения квадратного, а стрелы – треугольного. Кабина крановщика на кранах с поворотной башней может устанавливаться внутри одной из секций башни или подвешиваться к ней сбоку. В этом случае кабину можно в начале строительства устанавливать ближе к земле, а затем поднимать по мере роста строящегося здания. У кранов с поворотным оголовком кабины подвешиваются обычно сбоку под стрелой, но могут монтироваться и непосредственно к стреле (безоголовочные краны) и передвигаться по ней при необходимости. Для облегчения контакта и улучшения взаимопонимания между машинистами кранов, с одной стороны, и монтажниками и стропальщиками, с другой, все шире применяют средства радиосвязи, а также развивают системы беспроводного дистанционного управления, когда машинист башенного крана может даже совмещать частично работу монтажника. Электромоторы грузовых, стреловых, монтажных лебедок, поворотного устройства и привода хода рассчитывают для работы от сети 110/ 220/ 380 В. Важными для башенных кранов являются также устройства плавного пуска и торможения, без которых аккуратная подача груза невозможна.

По способу установки различают краны с фиксированной высотой, у них башня собирается и устанавливается сразу на определенную высоту, сюда же относятся и самоподъемные (быстросборные) краны. Другой вариант – наращивание уже поднятого крана по секциям. Краны с поворотной башней растут добавлением секций снизу. На платформе для этого закреплена своего рода обойма, внутри которой проходят секции башни. После соединения новой секции с башней она поднимается, освобождая внизу обоймы место для очередной секции. Краны с неповоротной башней добавляют секции сверху. Вдоль башни крепится оборудованный своими лебедками монтажный блок, верхняя секция башни отделяется от нижележащих и с помощью блока поднимается на определенную высоту. Затем в освободившееся место своим крюком на стреле подаются новые секции, после чего закрепляются. Аналогично подъему осуществляется и демонтаж башенных кранов.

«Карабкающиеся» краны обходятся небольшим числом секций, они в качестве опорного фундамента используют шахту лифта или непосредственно сам железобетонный или металлический каркас многоэтажного здания и поднимаются вместе с ним. Башня выдвигается гидроцилиндрами из обоймы, опирающейся на верхний этаж. После закрепления башни в новых окнах шахты (ячейках каркаса) обойма поднимается выше, к стреле, и под ней выстраивается новый этаж и т. д. По окончании строительства башня и стрела разбираются, секции снимает с крыши приставной башенный кран или даже автокран с достаточной длиной стрелы и грузоподъемностью.

У любых видов башенных кранов рассматривают основные технические характеристики, указывающие на производительность крана. К ним относятся: высота подъема крюка – определяет максимально возможную высоту строящегося здания, длина стрелы – от нее зависит рабочая зона крана, максимальная грузоподъемность – определяется на коротком плече и соответствует грузовому моменту, грузоподъемность (г/п) на разных вылетах, а для наклонных стрел и на разных углах подъема – характеризует возможности крана в пределах его рабочей зоны, устойчивость к силе ветра – параметр очень актуальный в тех местах, где ветры высокой силы не редкость.

Отечественная промышленность сегодня выпускает башенные краны КБ четырех размерных групп, с третьей по шестую, с грузовым моментом от 100 до 400 тм. Краны 3-й и 4-й групп с поворотной башней и маневровой стрелой, максимальной г/п 8 т работают на строительстве зданий высотой от 9 до 16 этажей. Краны 5-й и 6-й групп – с балочными стрелами, максимальной г/п 10 и 25 т, 5-я группа используется для возведения зданий высотой до 75 м, 6-я – для монтажа тяжелых промышленных объектов до 40 м высотой.

Хотя рынок башенных кранов можно признать довольно консервативным – кранам ведь, как говорится, сносу нет и по велению моды их не меняют – тем не менее импортные модели и здесь начинают понемногу занимать свои ниши, и самую большую на сегодняшний день получила швейцарская марка Liebherr. Семейное предприятие, основанное в 1949 г. Гансом Либхерром, на сегодняшний день является международной группой компаний, имя которой зарекомендовало себя как швейцарские часы машиностроения. Производственная программа Liebherr охватывает большой ассортимент различных типов башенных кранов. В частности, это быстромонтируемые краны серий Н и К, краны с маховой стрелой серии HC-L, верхнеповоротные краны с оголовком серии ЕС-Н и без оголовка серии ЕС-В, а также краны повышенной грузоподъемности серии НС. Стоит отметить, что линейка кранов Liebherr EC-H, являясь одной из наиболее популярных, включает 15 моделей с максимальной г/п от 8 до 50 т, максимальным вылетом от 55 до 80 м и г/п на максимальном вылете от 1,7 до 11 т. В свою очередь линейка безоголовочных кранов Liebherr ЕС-В, оптимизированных для быстрого монтажа и экономной транспортировки, насчитывает 18 моделей с максимальной г/п от 5 до 125 т, максимальным вылетом от 50 до 75 м и г/п на максимальном вылете от 1 до 19,3 т. При этом башенные краны Liebherr серий ЕС-Н и ЕС-В предлагаются в комплектации с различными башенными системами, что позволяет оптимально адаптировать их к различным условиям работы на строительном объекте.

Марка Potain, которая наряду с National Crane и Grove входит в группу Manitowoc, также неплохо зарекомендовала себя в странах СНГ. Сейчас, например, четыре крана с оголовком и два безоголовочных крана Potain заканчивают строительство блока многоэтажных зданий в Киеве. Самоподъемные краны (Self Erecting) серии Igo выпускаются с высотой крюка от 16 до 38 м, максимальной г/п от 1,3 до 8 т, максимальным вылетом от 16 до 50 м. Краны с оголовком серий MC, MD и MD Maxi предлагают с максимальной г/п от 6 до 80 т, радиусом от 50 до 85 м. Без­оголовочные (Flat Top) представлены в трех сериях: MCT, MDT City и MDT. Их грузоподъемность 2,5–20 т, вылет 41–75 м. Краны с подъемной стрелой серии MR доступны с максимальной грузоподъемностью 8–32 т и радиусом 45–60 м.

Бесспорно, башенные краны Terex завоюют у нас ту же популярность, что и другая строительная техника, выпускаемая под этой маркой. Сегодня они производятся на заводах в Германии, Италии, США, Франции, Австралии и Китае. Компания предлагает быстросборные краны CBR г/п 1–6 т и 0,5–1,4 т на максимальном вылете 16–45 м, безоголовочные краны СТТ City от 50 до 190 тм г/п 2–10 т и 1–2 т на максимальном вылете 40–65 м; а также СТТ от 230 до 720 тм г/п 10–40 т и 2,1–3,4 т на максимальном вылете 70–84 м. Краны с подъемной стрелой CTL с 8–45 т макс. г/п и 1,8–7 т на вылете 50–65 м и четыре модели больших балочных кранов с оголовком от 320 до 650 тм. Максимальная г/п у них от 16 до 32 т, вылет 70–80 м, г/п на вылете – 3,1–4,1 т.

Китайские производители подъемной техники XCMG и Zoomlion успешно осваивают самые передовые западные технологии и приобретают опыт на строительстве небоскребов в густонаселенных городах Поднебесной. У их местных дилеров можно заказать подходящий вариант башенного крана с максимальной г/п от 4 до 20 т и длиной стрелы от 30 до 70 м. Датская компания Kro/ll Cranes выпускает безоголовочные (Flat Top), балочные (Hi Top) и краны с подъемной стрелой (Level Luffer). Особо следует выделить балочный кран-гигант, подтверждающий, что Дания знает толк в портовых работах и морских перевозках, – модель К 10000. Максимальный вылет у него 100 м, г/п при этом 120 т, на вылете до 44 м г/п составляет 240 т. Высота подъема крюка – 86 м, достаточно, чтобы не задеть грузом портовые краны-«карлики». Но не только технические данные этого колосса производят впечатление, на самой макушке этого крана устанавливается еще один башенный кран г/п 20 т, работающий независимо от своего носителя. Трудно поверить, но вся эта махина устанавливается еще и на рельсы для увеличения рабочей зоны.

Уже упоминавшаяся испанская компания Linden Comansa, отметившая в прошлом году 50-летний юбилей, выпускает краны с подъемной стрелой серии LCL, но основной акцент в производственной линейке делает на безоголовочных кранах Flat Top – модельный ряд LC. Кроме нее из солнечной Испании ведут свой отсчет марки Sa’ez Сranes и Jaso Equipos. Первая производит ассортимент безоголовочных кранов серий TL и TLS, также балочные серии S. Вторая – краны с подъемной стрелой и балочные с оголовком с длиной стрелы 35–55 м.

Что ж, чем больше в стране башенных кранов и чем они выше, тем выше темпы роста ее экономики.

os1.ru

Что такое башенные краны?

Башенный кран – это основная техника для городского строительства и масштабного ремонта. Из этого текста вы узнаете, из каких элементов состоят и как работают современные краны.

Принцип работы башенного крана

Поворотные строительные краны представляют собой вертикальные башни, наверху которых закреплена стрела. Применяются они на стройплощадках для возведения различных зданий. Нередко техника помогает выгрузить и погрузить объемные предметы – металлоконструкции, части зданий, партии стройматериалов.

В ходе работ башенный кран может перемещаться и поворачиваться, менять высоту и вылет стрелы, чтобы выполнить нужную задачу. Вращается только поворотная часть крана, связанная с неповоротной опорно-поворотным устройством (ОПУ). Грузы поднимаются при помощи лебедки, каната и крюков.

Из чего состоит строительный кран?

1. Башня

Основа любого крана – башня, закрепленная вертикально на опорной части или поворотной платформе. Именно от нее зависит, на какую высоту поднимается груз. Башни делят на поворотные и неповоротные.

Поворотные: поворотное устройство находится внизу, на опорной части или портале. К поворотной части относят платформу с грузовой и стреловой лебедками, механизмом поворота и противовесом, саму башню и стрелу.

Пример: Liebherr 630 EC-H 70 Litronic, КБ 403 и другие.

Неповоротные: опорно-поворотное устройство таких кранов расположено наверху. Сама платформа с установленной на ней башней не вращается. Поворотная часть состоит из стрелы, поворотного оголовка и противовеса.

Пример: Liebherr 132 EC-H8, КБ-573 и другие.

Также башни делят на телескопические и решетчатые. Телескопические состоят из двух секций – внешней опорной и внутренней выдвижной. Внешняя опорная секция крепится к поворотной платформе. Внутри находится выдвижная часть башни.

Решетчатые конструкции цельные, хотя и состоят из небольших секций – поясов и раскосов. Основанием для таких башен служит портал или фундамент – для стационарных приставных кранов, или ходовая рама – для передвижных моделей.

2. Рабочая стрела

По конструкции стрелы кранов делят на три типа: балочные, подъемные и комбинированные, шарнирно-сочлененные.

Подъемные стрелы – самые популярные. У них хорошая маневренность даже на тесных площадках, а краны с такими стрелами легче моделей с балочными или комбинированными вариантами. На конце подъемной стрелы расположены блоки, оснащенные грузовыми канатами, на которых подвешен груз. Подъемные стрелы устанавливают наклонно к горизонту.

Пример: КБ-100, КБ-401 и другие.

Балочные стрелы собираются из двух поясов. По нижним поясам вдоль всей стрелы перемещается тележка. Такие стрелы устанавливают горизонтально или под углом от 30° до 45°.

Пример: КБ-403А, КБ-504, КБ-674А.

Шарнирно-сочлененные стрелы состоят из двух частей: основной и головной. Головную часть называют гуськом. Модели с такими стрелами имеют по две крановые подвески. Их используют для увеличения высоты подъема и вылета крюка.

Пример: КБ402 и БК-1000А.

3. Ходовое устройство

Стационарные приставные краны не имеют ходового устройства. Оно есть только у передвижных моделей. По типу ходового устройства краны делятся на рельсовые, автомобильные, пневмоколесные и гусеничные.

Рельсовые краны самые популярные. Их устанавливают на ходовые тележки, состоящие из стальных колес. Число колес зависит от нагрузки и составляет от 4 до 32 – чтобы ровнее распределить нагрузку крана.

Автомобильные краны устанавливаются на шасси авто, пневмоколесные – на шасси, гусеничные – на гусеничных тележках. У таких кранов подъемные или балочные стрелы, комбинированные почти не применяются.

4. Устройства безопасности

Все башенные краны с электроприводом оснащены приборами безопасности:

  • ограничитель высоты подъема крюка,
  • ограничители движения моста и тележки,
  • ограничитель грузоподъемности,
  • блокировка дверей кабины,
  • аварийный выключатель,
  • крановая защитная панель,
  • анемометры и сигнальные приборы – для кранов на открытом воздухе.

Характеристики кранов

Грузоподъемность современных кранов достигает 75 тонн, но большинство моделей работает в пределах 5 – 25 тонн. Вылет стрелы при этом может составить от 25 до 40 метров. Есть модели с вылетом до 80 метров. Передвижные краны поднимают груз на высоту до 90 метров, приставные – на высоту до 220 метров.

Скорость подъема грузов зависит от модели и составляет от 2 до 200 метров в минуту. По площадке краны передвигаются относительно медленно – от 10 до 30 метров в минуту.

tpscom.ru

Реферат Кран башенный

скачать

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Устройство и принцип работы
    • 2.1 Классификация
      • 2.1.1 Назначение
      • 2.1.2 Возможность перемещения
      • 2.1.3 Тип ходового устройства
    • 2.2 Описание и конструкция
      • 2.2.1 Рабочая стрела
        • 2.2.1.1 Балочная стрела
        • 2.2.1.2 Подъёмная стрела
        • 2.2.1.3 Шарнирно-сочленённая стрела
      • 2.2.2 Башня
        • 2.2.2.1 Поворотная башня
        • 2.2.2.2 Неповоротная башня
      • 2.2.3 Ходовое устройство
  • 3 Технические характеристики
  • 4 Маркировка и индексы кранов
  • 5 Применение
    • 5.1 Строительные краны
    • 5.2 Судостроительные и достроечные краны
    • 5.3 Специальные краны
      • 5.3.1 «Кролл»
        • 5.3.1.1 Полусамоходные
        • 5.3.1.2 Рельсовые самоходные
    • 5.4 Краны-погрузчики
  • 6 Монтаж и демонтаж
  • 7 Транспортировка
  • Примечания
    Литература

Введение

Самоподъёмные краны типа «Кенгуру» на строительстве ВТЦ, Нью-Йорк

Ба́шенный кра́н (англ. Tower crane / фр. Grue a tour) — кран стрелового типа поворотный со стрелой, закреплённой в верхней части вертикально расположенной башни[1].


1. История

1.1. СССР

В СССР более 75% всех башенных кранов выпускали заводы, созданного в феврале 1946 года Наркомстройдормаша[2].

До 1960 года башенные краны, в основном, выпускались неспециализированными предприятиями, что привело к разнотипности машинного парка. В 1960 году, вместо существовавших в тот период 80 моделей башенных кранов, головным отраслевым институтом ВНИИСтройдормаш разрабатывается ряд унифицированных кранов из восьми базовых типоразмеров[2].

При этом на специализированных краностроительных предприятиях осуществлялась плановая организация по выпуску унифицированных механизмов. Она позволила одновременно:

  • увеличить на 25 — 50% надёжность работы[2].
  • снизить на 10 — 25% выпуска[2].
  • использовать для ремонта поэлементный метод[2].
  • сократить проектные сроки[2].

Конструкции кранов постоянно совершенствовались, появлялись новые модели, улучшались характеристики, расширялась область применения башенных кранов[3]. Если первые краны обладали грузоподъёмностью от 0,5т до 1,5т, высотой подъёма от 20 до 30м, то к 1980-м появились краны грузоподъёмностью до 50т, с высотой подъёма до 150м[3]. В период с 1976 года по 1980 годы появились краны пятой и шестой размерных групп (КБ-504, КБ-674, КБ-675, КБ-676), которые обладали высокими техническими характеристиками[2].

К началу 1980-х годов в стране действовали 28 специализированных краностроительных предприятия[4], которые ежегодно выпускали до 3 тыс. кранов[3], а на 1985 год — порядка 4 тыс. кранов[4]. Причём потребность строительной отрасли превышала объём выпуска на тысячу единиц[4]. В эксплуатации же находилось примерно 50 тыс. башенных кранов[3][4].


2. Устройство и принцип работы

Типы башенных кранов

Кран общего назначения решётчатой конструкции…

…телескопической…

…Кран для гидротехнического строительства…

…Приставной кран, прикреплённый к зданию…

…Кран-погрузчик

Основное назначение башенного крана — обслуживать территорию строительных площадок зданий и сооружений, складов, полигонов, погрузка и разгрузка материалов с транспорта — при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ[5][6].

При этом башенным краном производятся рабочие движения: изменение вылета, подъём стрелы, поворот и передвижение крана[6]. Изменение вылета стрелы, в зависимости от её типа, производится либо подъёмом или опусканием стрелы, либо перемещением грузовой тележки вдоль стрелы[5].

Подъём грузов осуществляют при помощи грузовой лебёдки, грузового каната и крюковой обоймы. Поворотная часть крана вращается относительно неповоротной при помощи поворотного механизма. Они связаны опорно-поворотным устройством (сокр. ОПУ), которое передаёт вертикальные и опрокидывающие нагрузки от поворотной части на неповоротную — ходовую раму[6].

Основные механизмы башенных кранов оснащены специальными устройствами безопасности, называемыми ограничителями, которыми оснащены: механизм подъёма груза, поворота крана, передвижения грузовой тележки и подъёма стрелы. Управление этими механизмами крана осуществляется крановщиком из кабины управления[5], которая, как правило, устанавливается в верхней части конструкции башни[6].


2.1. Классификация

2.1.1. Назначение

По назначению выделяют:

  • Краны общего назначения: для гражданского и промыш­ленного строительства[7].
  • Специальные краны: для промышленного строительства[7].
  • Высотные краны[7]: самоподъёмные, ползучие и приставные краны[8].
  • Краны-погрузчики: для складов, баз и полигонов[7].
2.1.2. Возможность перемещения

По возможности перемещения различают:

  • Передвижные: самоходные и прицепные[6].
  • Стационарные: приставные и универсальные[6].
  • Самоподъёмные[6].
2.1.3. Тип ходового устройства

В качестве ходового устройства в передвижных башенных кранах применяют:

  • Автомобильные[9][2].
  • Пневмоколёсные[9][2].
  • Гусеничные[9][2].
  • Рельсовые[9][2].
  • Шагающие[2].
  • Шасси автомобильного типа[2].

2.2. Описание и конструкция

Любой башенный кран состоит из следующих частей:

  • Башня.
  • Рабочая стрела.
  • Опорная часть.
  • Опорно-поворотное устройство.
  • Кабина управления.

Для выполнения основных операций, кран оснащается соответствующими механизмами: лебёдками, блоками и полиспастами[5].

Башня крана общего назначения имеет либо телескопическую конструкцию, либо решётчатую, двух типов: поворотную и неповоротную. При большой высоте она может быть наращиваемой (сверху) и подращиваемой (снизу). В качестве основного грузозахватного органа применяется крюковая подвеска. Такие краны, в основной массе, изготавливаются в передвижном исполнении на рельсовом полотне, а их конструкция позволяет быстро осуществлять их монтаж и демонтаж и дальнейшую транспортировку на другой объект[9].

Краны для высотного строительства выполняются в приставном исполнении. Конструкция такого крана опирается на землю и на каркас возводимого здания. К кранам для высотного строительства относят также и самоподъёмные краны, которые иногда называются ползучими: конструкция опирается на здание и перемещается вертикально — по мере роста возводимого сооружения)[9].

Краны-погрузчики выполняются на базе и с использованием узлов кранов общего назначения[7].


2.2.1. Рабочая стрела

Рабочие стрелы с канатным подвесом

Балочная стрела с грузовой тележкой…

Подъёмная стрела из труб…

…и из уголков

В качестве рабочей стрелы башенного крана, может быть применена молотовидная или подвесная стрела (с жёстким расчалом из отдельных тяг, либо на гибкой канатной подвеске). Конструктивно стрела может представлять собой балочную, подъёмную[6] или шарнирно-сочленённую стрелу, выполненную из труб (малого или большого диаметра), гнутого профиля или уголков. Стрелы кранов изготавливаются секционными, что упрощает сборку и транспортировку, а также обеспечивает универсальность исполнений[6].


2.2.1.1. Балочная стрела

Стрела балочного типа представляет собой металлоконструкцию из двух поясов, по нижним поясам которой перемещается грузовая тележка. Стрела может устанавливаться либо горизонтально, либо под углом. В случае установки под углом, тележка может быть перемещаемой вдоль поясов стрелы, либо жёстко закреплена на её конце[3].

Вылет такой стрелы изменяется путём перемещения тележки с подвешенным грузом по направляющим балкам неподвижно закреплённой стрелы[6].


2.2.1.2. Подъёмная стрела

Подъёмная стрела представляет собой пространственную металлоконструкцию, прикреплённую при помощи опорного шарнира к башне. На конце стрелы расположены блоки, которые могут быть разнесены с использованием балансира, который соединяется с головной частью стрелы. Груз при этом постоянно подвешен к блокам, оснащённым грузовыми канатами. Стрела этой разновидности устанавливается наклонно к горизонту, а её вылет меняется путём изменения угла наклона[6].

Преимущество этого типа стрел — простота конструкции[2].


2.2.1.3. Шарнирно-сочленённая стрела

Стрела состоит двух основных частей: из основной и головной. Головная часть называется гуськом. Кран, оснащённый такой стрелой имеет две крюковые подвески. Вылет шарнирно-сочленённой стрелы изменяется либо подъёмом всей стрелы, либо сочетанием движений по подъёму с дальнейшим перемещением вдоль стрелы грузовой тележки[3].

2.2.2. Башня

Поворотная, подращиваемая…

…Телескопическая, поворотная…

Башня крана представляет собой телескопическую (трубчатая конструкция, изготовленная из трубы большого диаметра), либо решётчатую конструкцию, выполненную из уголков или из труб малого диаметра[6].

По способу поворота, башня крана может быть верхнеповоротной (с неповоротной башней и поворотным оголовком) и нижнеповоротной (с поворотной платформой или с поворотной башней)[9][3].

По способу сборки, башни кранов могут выполняться неразбираемыми, разбираемыми на земле (телескопические и складывающиеся), подращиваемыми снизу и наращиваемыми сверху[3].


2.2.2.1. Поворотная башня

Опорно-поворотное устройство нижнеповоротного крана с поворотной платформой размещено внизу, непосредственно на опорной части крана или на портале[5].

К поворотной части относятся: поворотная платформа с размещёнными на ней рабочими механизмами крана — грузовой и стреловой лебёдками, механизмом поворота. Кроме того, на платформе устанавливаются плиты противовеса, башня с оголовком, распоркой и стрелой[6].

2.2.2.2. Неповоротная башня

На верхнеповоротных кранах, платформа с установленной на ней башней не поворачивается. Опорно-поворотное устройство такого крана размещено в верхней части конструкции башни. Для возможности перемещения грузов по дуге на башне установлен поворотный оголовок, к которому для уравновешивания стрелы крепится противовесная консоль с контргрузом. Рабочие механизмы установлены на противовесной консоли[5][6].

Современные башенные краны с неповоротной башней обладают грузоподъёмностью более 10т. Увеличенная грузоподъёмность и высота подъёма груза приводят к большой общей массе, что затрудняет создание кранов с опорно-поворотным устройством в нижней части машины[8].

Главное достоинство передвижных кранов с неповоротной башней — возможность их переоборудования в приставные краны[8], которые являются универсальными и могут выступать в качестве самоподъёмных и передвижных — на малой высоте они передвижные, а при её увеличении — выступают в качестве стационарных приставных[8].


2.2.3. Ходовое устройство

Ходовые тележки передвижных рельсовых кранов подразделяются на приводные и неприводные. Тележки выполняются на стальных ходовых колёсах с ребордами, которые перемещаются по подкрановому рельсовому пути с помощью механизмов передвижения[5].

Ходовая часть верхнеповоротного крана

Левая ходовая тележка…

…Ходовая рама…

…Правая тележка

Башенные краны, устанавливаемые на автомобильном, пневмоколёсном и гусеничном шасси выполнены на основе самоходных кранов стрелового типа. В качестве рабочего стрелового оборудования применяются устройства в виде подъёмной или балочной стрелы с перемещаемой вдоль неё грузовой тележкой[9].


3. Технические характеристики

Характеристики современных башенных кранов достигают[9]:

Грузоподъёмность, т:5—25 (до 75).
Вылет, м:25-40 (до 80)
Высота подъёма, м:до 90 для передвижных (до 150—220 — для приставных)[10]
Скорости:
подъёма груза, м/мин:10—100
вращения, об/мин:0,2—1,0
передвижения крана, м/мин:10—30

4. Маркировка и индексы кранов

Конструкции кранов, выпускаемых в настоящее время, объединены в массовые размерные группы — по исполнению и назначению. Внутри каждой из групп находятся связующие сборочные единицы, превращённые в унифицированные блок-модули. Между видами и схемами приводов достигнута общность принципов исполнений, которая обеспечивает последовательное изучение всех звеньев в конструкции несущей системы, рабочих механизмов, силовых передач, электропривода, гидравлические системы, аппаратуры управления, рабочих органов, приборов и устройств безопасности[6].


5. Применение

5.1. Строительные краны

Стационарный кран

Строительные башенные краны общего назначения, применяют в основном, при гражданском, промышленном и гидротехническом строительстве[9].

Строительные краны для высотного строительства применяются для возведения многоэтажных гражданских и промышленных зданий большой высоты (до 150 м и более)[8].


5.2. Судостроительные и достроечные краны

Судостроительные башенные краны обеспечивают сборку корпусов на стапелях судостроительных заводов и достройку их после спуска на воду. Первые называются стапельными, а вторые — достроечными[11].

5.3. Специальные краны

5.3.1. «Кролл»

В энергетическом строительстве получили применение краны «Кролл». Башенные краны выпускаются двух типов: полусамоходные (по терминологии изготовителя) и рельсовые самоходные[5].

5.3.1.1. Полусамоходные

Кран «Кролл»

Представляют собой решётчатую металлоконструкцию, башня которой устанавливается на низком портале. Портал крана имеет рамную конструкцию. Кран оборудован стрелой решётчатого типа, которая шарнирно закреплена на башне. В рабочем положении кран стоит на 4 винтовых опорах, которые стационарно закреплены на портале[5].

Передвижение такого крана осуществляется на задней колёсной паре, которая закреплена на раме портала. При этом впереди подставляется узко расположенная колёсная пара с тяговой балкой, соединяемая с тяговым крюком буксирующего транспортного средства[5].


5.3.1.2. Рельсовые самоходные

Из всего семейства выпускаемых кранов, на территории Советского Союза применялся кран марки K-10000. Этот кран стал самым мощным из всех стреловых самоходных рельсовых кранов и у монтажников именовался просто «Кролл». Он был впервые поставлен в США в 1979 году на строительство атомной электростанции. В СССР К-10000 применялся в энергетическом строительстве — при возведении атомных электростанций[5].


5.4. Краны-погрузчики

Применяются для выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ по подъёму и перемещению строительных изделий, конструкций и грузов на открытых складах, полигонах стройиндустрии, а также строительных площадках. Конструктивно отличаются от остальных башенных кранов заниженной башней. Стрела у кранов-погрузчиков — балочная, с грузовой тележкой[8].

6. Монтаж и демонтаж

Монтаж и демонтаж осуществляют согласно Инструкции и Правилами Техники безопасности и СНиП. Этапы могут отличаться для разных типов башен и моделей кранов.

7. Транспортировка

Отгрузка частей башенного крана

Опорная рама с поворотной платформой башенного крана в транспортном положении.

Перевозку кранов осуществляют:

  • Железнодорожным транспортом. При перевозке по железной дороге кран должен быть разобран на отдельные укрупнённые узлы, размещение и крепление которых узлов на железнодорожных платформах и полувагонах должно производиться в соотв. с чертежами и расчётами крепления, утверждёнными в установленном порядке. При этом руководствуются «Техническими условиями погрузки и крепления грузов» МПС[12][13].
  • Водным транспортом. Руководствуются СНИП и «Правилами техники безопасности и производственной санитарии на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях» Министерства Речного флота России[12][13].
  • Автотранспортом. Может производиться отдельными узлами стандартным автотранспортом, в зависимости от местных условий, характеристики транспортных средств и требований ГИБДД. При этом руководствуются «Правилами дорожного движения» и инструкцией по монтажу[12][13].

Примечания

  1. ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения: Государственного комитета СССР по стандартам от 24.12.87 N 4926 // Внесён Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР: 1989-01-01; Переиздан: Декабрь 1993
  2. 1234567891011121314Невзоров Л. А., Пазельский Г. Н., Романюха В. А. — Уч-к «Башенные краны:Уч-к для сред. проф.-техн. училищ», 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1980, 326с.
  3. 12345678Невзоров Л. А., Пазельский Г. Н., Романюха В. А. Строительные башенные краны: Учебник для сред. ПТУ — М.: Высшая школа, 1986. — 179с.
  4. 1234 Журнал «Спецтехника» № 3-2005 — Башенные краны
  5. 1234567891011Паргаманик И. М. Грузоподъёмные краны стрелового типа: Справ. пособие- М.: Энергоатомиздат, 1992 — Библиотека тепломонтажника — 141с.
  6. 123456789101112131415Л. А. Невзоров, М. Д. Полосин — Краны башенные и автомобильные: Уч. пособие для нач. проф. образования, 416с. — М: Академия, 2005, ISBN 5-7695-1672-0
  7. 12345 Фиделев А. С.: Подъёмно-транспортные машины, К: «Вища школа», 1976, 220с.
  8. 123456 Строительные краны: Справочник /В. П. Станевский, В. Г. Моисеенко, Н. П. Колесник, В. В. Кожушко; Под общ. ред. к.т. н. В. П. Станевского — К.: Будiвельник, 1984 — 240с.
  9. 12345678910Подъёмный кран — slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Подъёмный кран/ // Большая советская энциклопедия.
  10. С. Г. Игумнов: Стропальщик. Грузоподъёмные краны и грузозахватные приспособления, М: Академия, 2007, 54стр, ISBN 978-5-7695-2840-8
  11. П. З. Петухов, Г. П. Ксюнин, Л. Г. Серлин — Специальные краны — М: Машиностроение, 1985, 248с.
  12. 123ЗАО «НКСЗ» — Кран башенный КБ-408.21 — Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке: КБ-408.21.00.00.000 ИМ.
  13. 123ОАО «РКЗ» — Кран башенный КБМ-401П — Инструкция по монтажу: КБМ-401П.00.00.000 ИМ

Литература

  • А. И. Дукельский: — Справочник по кранам (в 2-х томах), 2-е изд., Л.: Машиностроение, 1971, 399с., ил.
  • Коган И. Я. — Строительные башенные краны, М.: Машиностроение, 1971
  • Фиделев А. С.: — Подъёмно-транспортные машины, 2-е изд, К.: Издат. Объединение «Вища Школа», 1976, 220с., УДК 69.057.7:629
  • М. П. Александров, Л. Н. Колобов, Н. А. Лобов и др.: — Грузоподъёмные машины: Учебник для вузов. — М.: Машиностроение, 1986 — 400 с., ил.
  • Б. М. Вейнблат, И. И. Елинсон, В. П. Каменцев: — Краны для строительства мостов, 3-е изд., М.: Транспорт, 1988, 240с, ISBN 5-277-00091-7
  • Б. Ф. Белецкий, И. Г. Булгакова — Строительные машины и оборудование: Спр-е пособие, Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, 608с., ISBN 5-222-06968-0
  • Л. А. Невзоров, Ю. И. Гудков, М. Д. Полосин: Устройство и эксплуатация грузоподъёмных кранов, 7-е изд., М.: ИЦ «Академия», 2010, 448с, ISBN 978-5-7695-6607-3

wreferat.baza-referat.ru

Башенный кран: КБ, КБМ, КБГС, КБР — основные типы, конструкция, технические характеристики

Относится к группе поворотных кранов, оснащенных стрелой, которая расположена в верхней части башни. Среди всех передвижных кранов это наиболее распространенный (18% от общего числа машин).

Предок башенного крана появился в 1913 году. Естественно, что выглядел он не совсем как современный, но уже был оснащен башней. В верхней части крана была сделана платформа, которая могла поворачиваться. Балочная стрела появилась только в 1928 году. Подъемная стрела на кране возникла уже в 1952 году.

В СССР они выпускались с 1936 года и активно применялись на строительных площадках. Так к до начала Великой Отечественной войны было около 200 башенных кранов, а потом ежегодно производилось по несколько десятков машин. Особенностью производства кранов в СССР было то, что их делали на предприятиях, которые на кранах не специализировались. Это привело к тому, что существовало около 80 разновидностей. Поэтому в 1960 году было решено унифицировать машины и оставить 8 типовых кранов.

Маркировка кранов

Башенный кран — КБ. Башенный кран модульной системы — КБМ. Башенный кран для гидротехнического строительства — КБГС. Башенный кран для ремонтных целей — КБР.

Далее — 3 цифры:

  • размерная группа по грузовому моменту (1 — 25 т.м, 2 — 60 т.м и так далее до 9 — более 1000 т.м).
  • порядковый номер при регистрации крана, отражающий тип башни (с 01 по 69 — поворотная, с 70 по 99 — неповоротная).

Затем идет точка, после которой цифра, указывающая на отличие от базовой модели (например, какими-либо техническими характеристиками). После — буква модификации, затем — климатическая принадлежность (Т-тропический, ТВ — тропический влажный, ХЛ- для районов Крайнего севера).

В настоящее время около 40% всех башенных кранов — это машины импортного производства. И спрос на них все возрастает.

Основные типы

Выделяют краны:

  • передвижные,
  • стационарные,
  • самоподъемные.

Согласно назначению:

  • краны-погрузчики,
  • специальные краны,
  • высотные краны,
  • краны общего назначения.

По конструктивным особенностям:

  • классические (имеющие оголовок башни),
  • безголовочные,
  • быстромонтируемые башенные краны

По типу ходового механизма:

  • рельсовые,
  • гусеничные,
  • шагающие,
  • автомобильные,
  • с шасси автомобильного типа,
  • пневмоколесные.

Конструкция

Составляющие башенного крана:

  • башня.
  • стрела,
  • опора,
  • поворотное устройство,
  • кабина управления.

Башня, как элемент конструкции башенного крана, может иметь телескопическую конструкцию или решетчатую (поворотную и неповоротную). Башни бывают наращиваемые (сверху) и подращиваемые (снизу). Такие технологии используются тогда, когда требуется большая высота крана. Башня может быть поворотной (этот механизм расположен на опоре) или неповоротной (башня и платформа неподвижны, а устройство, поворачивающее стрелу находится в верней части башни).

Стрела обычно изготавливается из секций, что обеспечивает легкость демонтажа, а также удобство транспортировки и универсальность для решения различных задач. Стрела может быть:

  1. Балочная (металлоконструкция с квадратным, прямоугольным или поперечным сечением). Состоит из двух поясов, по нижнему перемещается грузовая тележка. Вылет стрелы обеспечивается как раз таки перемещением вдоль тележки с грузом.
  2. Подъемная (пространственная металлоконструкция с квадратным, прямоугольным или поперечным сечением). С помощью опорного шарнира прикрепляется к башне. На конце стрел расположены блоки, груз постоянно подвешен на них. Блоки могут быть разнесены с помощью балансира, прикрепленного к головной части стрелы. Это более маневренный вариант по сравнению с балочными моделями.
  3. Шарнирно-сочлененная (комбинированная). Представляет из себя ломаную, состоящую из корневой и основной части. Вылет стрелы обеспечивается как подъемом ее, так и перемещением грузовой тележки.

Опора представляет собой площадку, которая оборудована ходовой частью или является стационарным порталом.

Преимущества

Основное преимущество — это высота башенного крана. На самом деле, их применяют для многоэтажного строительства. А самоподъемные краны незаменимы при создании построек сложной конфигурации.

Транспортировка

Существует инструкция, согласно которой производится монтаж башенного крана, а также его демонтаж. Перевозка к месту работы может осуществляться наземным, водным и железнодорожным транспортом. Во всех случаях следует руководствоваться соответствующими правилами перевозки.

Технические характеристики

Грузоподъемность — 5-25 т (до 75т).

Вылет стрелы — 25-40 м (до 80 м).

Высота подъема — для передвижных до 90 м ( для приставных 150-220 м).

Скорость вращения — 0,2-1 оборот в минуту.

Скорость движения крана — 10-30 м в минуту.

Скорость подъема груза — 10-100 м в минуту.

okranah.ru

Реферат Башенный кран

скачать

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Устройство и принцип работы
    • 2.1 Классификация
      • 2.1.1 Назначение
      • 2.1.2 Возможность перемещения
      • 2.1.3 Тип ходового устройства
    • 2.2 Описание и конструкция
      • 2.2.1 Рабочая стрела
        • 2.2.1.1 Балочная стрела
        • 2.2.1.2 Подъёмная стрела
        • 2.2.1.3 Шарнирно-сочленённая стрела
      • 2.2.2 Башня
        • 2.2.2.1 Поворотная башня
        • 2.2.2.2 Неповоротная башня
      • 2.2.3 Ходовое устройство
  • 3 Технические характеристики
  • 4 Маркировка и индексы кранов
  • 5 Применение
    • 5.1 Строительные краны
    • 5.2 Судостроительные и достроечные краны
    • 5.3 Специальные краны
      • 5.3.1 «Кролл»
        • 5.3.1.1 Полусамоходные
        • 5.3.1.2 Рельсовые самоходные
    • 5.4 Краны-погрузчики
  • 6 Монтаж и демонтаж
  • 7 Транспортировка
  • Примечания
    Литература

Введение

Самоподъёмные краны типа «Кенгуру» на строительстве ВТЦ, Нью-Йорк

Ба́шенный кра́н (англ. Tower crane / фр. Grue a tour) — кран стрелового типа поворотный со стрелой, закреплённой в верхней части вертикально расположенной башни[1].


1. История

1.1. СССР

В СССР более 75% всех башенных кранов выпускали заводы, созданного в феврале 1946 года Наркомстройдормаша[2].

До 1960 года башенные краны, в основном, выпускались неспециализированными предприятиями, что привело к разнотипности машинного парка. В 1960 году, вместо существовавших в тот период 80 моделей башенных кранов, головным отраслевым институтом ВНИИСтройдормаш разрабатывается ряд унифицированных кранов из восьми базовых типоразмеров[2].

При этом на специализированных краностроительных предприятиях осуществлялась плановая организация по выпуску унифицированных механизмов. Она позволила одновременно:

  • увеличить на 25 — 50% надёжность работы[2].
  • снизить на 10 — 25% выпуска[2].
  • использовать для ремонта поэлементный метод[2].
  • сократить проектные сроки[2].

Конструкции кранов постоянно совершенствовались, появлялись новые модели, улучшались характеристики, расширялась область применения башенных кранов[3]. Если первые краны обладали грузоподъёмностью от 0,5т до 1,5т, высотой подъёма от 20 до 30м, то к 1980-м появились краны грузоподъёмностью до 50т, с высотой подъёма до 150м[3]. В период с 1976 года по 1980 годы появились краны пятой и шестой размерных групп (КБ-504, КБ-674, КБ-675, КБ-676), которые обладали высокими техническими характеристиками[2].

К началу 1980-х годов в стране действовали 28 специализированных краностроительных предприятия[4], которые ежегодно выпускали до 3 тыс. кранов[3], а на 1985 год — порядка 4 тыс. кранов[4]. Причём потребность строительной отрасли превышала объём выпуска на тысячу единиц[4]. В эксплуатации же находилось примерно 50 тыс. башенных кранов[3][4].


2. Устройство и принцип работы

Типы башенных кранов

Кран общего назначения решётчатой конструкции…

…телескопической…

…Кран для гидротехнического строительства…

…Приставной кран, прикреплённый к зданию…

…Кран-погрузчик

Основное назначение башенного крана — обслуживать территорию строительных площадок зданий и сооружений, складов, полигонов, погрузка и разгрузка материалов с транспорта — при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ[5][6].

При этом башенным краном производятся рабочие движения: изменение вылета, подъём стрелы, поворот и передвижение крана[6]. Изменение вылета стрелы, в зависимости от её типа, производится либо подъёмом или опусканием стрелы, либо перемещением грузовой тележки вдоль стрелы[5].

Подъём грузов осуществляют при помощи грузовой лебёдки, грузового каната и крюковой обоймы. Поворотная часть крана вращается относительно неповоротной при помощи поворотного механизма. Они связаны опорно-поворотным устройством (сокр. ОПУ), которое передаёт вертикальные и опрокидывающие нагрузки от поворотной части на неповоротную — ходовую раму[6].

Основные механизмы башенных кранов оснащены специальными устройствами безопасности, называемыми ограничителями, которыми оснащены: механизм подъёма груза, поворота крана, передвижения грузовой тележки и подъёма стрелы. Управление этими механизмами крана осуществляется крановщиком из кабины управления[5], которая, как правило, устанавливается в верхней части конструкции башни[6].


2.1. Классификация

2.1.1. Назначение

По назначению выделяют:

  • Краны общего назначения: для гражданского и промыш­ленного строительства[7].
  • Специальные краны: для промышленного строительства[7].
  • Высотные краны[7]: самоподъёмные, ползучие и приставные краны[8].
  • Краны-погрузчики: для складов, баз и полигонов[7].
2.1.2. Возможность перемещения

По возможности перемещения различают:

  • Передвижные: самоходные и прицепные[6].
  • Стационарные: приставные и универсальные[6].
  • Самоподъёмные[6].
2.1.3. Тип ходового устройства

В качестве ходового устройства в передвижных башенных кранах применяют:

  • Автомобильные[9][2].
  • Пневмоколёсные[9][2].
  • Гусеничные[9][2].
  • Рельсовые[9][2].
  • Шагающие[2].
  • Шасси автомобильного типа[2].

2.2. Описание и конструкция

Любой башенный кран состоит из следующих частей:

  • Башня.
  • Рабочая стрела.
  • Опорная часть.
  • Опорно-поворотное устройство.
  • Кабина управления.

Для выполнения основных операций, кран оснащается соответствующими механизмами: лебёдками, блоками и полиспастами[5].

Башня крана общего назначения имеет либо телескопическую конструкцию, либо решётчатую, двух типов: поворотную и неповоротную. При большой высоте она может быть наращиваемой (сверху) и подращиваемой (снизу). В качестве основного грузозахватного органа применяется крюковая подвеска. Такие краны, в основной массе, изготавливаются в передвижном исполнении на рельсовом полотне, а их конструкция позволяет быстро осуществлять их монтаж и демонтаж и дальнейшую транспортировку на другой объект[9].

Краны для высотного строительства выполняются в приставном исполнении. Конструкция такого крана опирается на землю и на каркас возводимого здания. К кранам для высотного строительства относят также и самоподъёмные краны, которые иногда называются ползучими: конструкция опирается на здание и перемещается вертикально — по мере роста возводимого сооружения)[9].

Краны-погрузчики выполняются на базе и с использованием узлов кранов общего назначения[7].


2.2.1. Рабочая стрела

Рабочие стрелы с канатным подвесом

Балочная стрела с грузовой тележкой…

Подъёмная стрела из труб…

…и из уголков

В качестве рабочей стрелы башенного крана, может быть применена молотовидная или подвесная стрела (с жёстким расчалом из отдельных тяг, либо на гибкой канатной подвеске). Конструктивно стрела может представлять собой балочную, подъёмную[6] или шарнирно-сочленённую стрелу, выполненную из труб (малого или большого диаметра), гнутого профиля или уголков. Стрелы кранов изготавливаются секционными, что упрощает сборку и транспортировку, а также обеспечивает универсальность исполнений[6].


2.2.1.1. Балочная стрела

Стрела балочного типа представляет собой металлоконструкцию из двух поясов, по нижним поясам которой перемещается грузовая тележка. Стрела может устанавливаться либо горизонтально, либо под углом. В случае установки под углом, тележка может быть перемещаемой вдоль поясов стрелы, либо жёстко закреплена на её конце[3].

Вылет такой стрелы изменяется путём перемещения тележки с подвешенным грузом по направляющим балкам неподвижно закреплённой стрелы[6].


2.2.1.2. Подъёмная стрела

Подъёмная стрела представляет собой пространственную металлоконструкцию, прикреплённую при помощи опорного шарнира к башне. На конце стрелы расположены блоки, которые могут быть разнесены с использованием балансира, который соединяется с головной частью стрелы. Груз при этом постоянно подвешен к блокам, оснащённым грузовыми канатами. Стрела этой разновидности устанавливается наклонно к горизонту, а её вылет меняется путём изменения угла наклона[6].

Преимущество этого типа стрел — простота конструкции[2].


2.2.1.3. Шарнирно-сочленённая стрела

Стрела состоит двух основных частей: из основной и головной. Головная часть называется гуськом. Кран, оснащённый такой стрелой имеет две крюковые подвески. Вылет шарнирно-сочленённой стрелы изменяется либо подъёмом всей стрелы, либо сочетанием движений по подъёму с дальнейшим перемещением вдоль стрелы грузовой тележки[3].

2.2.2. Башня

Поворотная, подращиваемая…

…Телескопическая, поворотная…

Башня крана представляет собой телескопическую (трубчатая конструкция, изготовленная из трубы большого диаметра), либо решётчатую конструкцию, выполненную из уголков или из труб малого диаметра[6].

По способу поворота, башня крана может быть верхнеповоротной (с неповоротной башней и поворотным оголовком) и нижнеповоротной (с поворотной платформой или с поворотной башней)[9][3].

По способу сборки, башни кранов могут выполняться неразбираемыми, разбираемыми на земле (телескопические и складывающиеся), подращиваемыми снизу и наращиваемыми сверху[3].


2.2.2.1. Поворотная башня

Опорно-поворотное устройство нижнеповоротного крана с поворотной платформой размещено внизу, непосредственно на опорной части крана или на портале[5].

К поворотной части относятся: поворотная платформа с размещёнными на ней рабочими механизмами крана — грузовой и стреловой лебёдками, механизмом поворота. Кроме того, на платформе устанавливаются плиты противовеса, башня с оголовком, распоркой и стрелой[6].

2.2.2.2. Неповоротная башня

На верхнеповоротных кранах, платформа с установленной на ней башней не поворачивается. Опорно-поворотное устройство такого крана размещено в верхней части конструкции башни. Для возможности перемещения грузов по дуге на башне установлен поворотный оголовок, к которому для уравновешивания стрелы крепится противовесная консоль с контргрузом. Рабочие механизмы установлены на противовесной консоли[5][6].

Современные башенные краны с неповоротной башней обладают грузоподъёмностью более 10т. Увеличенная грузоподъёмность и высота подъёма груза приводят к большой общей массе, что затрудняет создание кранов с опорно-поворотным устройством в нижней части машины[8].

Главное достоинство передвижных кранов с неповоротной башней — возможность их переоборудования в приставные краны[8], которые являются универсальными и могут выступать в качестве самоподъёмных и передвижных — на малой высоте они передвижные, а при её увеличении — выступают в качестве стационарных приставных[8].


2.2.3. Ходовое устройство

Ходовые тележки передвижных рельсовых кранов подразделяются на приводные и неприводные. Тележки выполняются на стальных ходовых колёсах с ребордами, которые перемещаются по подкрановому рельсовому пути с помощью механизмов передвижения[5].

Ходовая часть верхнеповоротного крана

Левая ходовая тележка…

…Ходовая рама…

…Правая тележка

Башенные краны, устанавливаемые на автомобильном, пневмоколёсном и гусеничном шасси выполнены на основе самоходных кранов стрелового типа. В качестве рабочего стрелового оборудования применяются устройства в виде подъёмной или балочной стрелы с перемещаемой вдоль неё грузовой тележкой[9].


3. Технические характеристики

Характеристики современных башенных кранов достигают[9]:

Грузоподъёмность, т:5—25 (до 75).
Вылет, м:25-40 (до 80)
Высота подъёма, м:до 90 для передвижных (до 150—220 — для приставных)[10]
Скорости:
подъёма груза, м/мин:10—100
вращения, об/мин:0,2—1,0
передвижения крана, м/мин:10—30

4. Маркировка и индексы кранов

Конструкции кранов, выпускаемых в настоящее время, объединены в массовые размерные группы — по исполнению и назначению. Внутри каждой из групп находятся связующие сборочные единицы, превращённые в унифицированные блок-модули. Между видами и схемами приводов достигнута общность принципов исполнений, которая обеспечивает последовательное изучение всех звеньев в конструкции несущей системы, рабочих механизмов, силовых передач, электропривода, гидравлические системы, аппаратуры управления, рабочих органов, приборов и устройств безопасности[6].


5. Применение

5.1. Строительные краны

Стационарный кран

Строительные башенные краны общего назначения, применяют в основном, при гражданском, промышленном и гидротехническом строительстве[9].

Строительные краны для высотного строительства применяются для возведения многоэтажных гражданских и промышленных зданий большой высоты (до 150 м и более)[8].


5.2. Судостроительные и достроечные краны

Судостроительные башенные краны обеспечивают сборку корпусов на стапелях судостроительных заводов и достройку их после спуска на воду. Первые называются стапельными, а вторые — достроечными[11].

5.3. Специальные краны

5.3.1. «Кролл»

В энергетическом строительстве получили применение краны «Кролл». Башенные краны выпускаются двух типов: полусамоходные (по терминологии изготовителя) и рельсовые самоходные[5].

5.3.1.1. Полусамоходные

Кран «Кролл»

Представляют собой решётчатую металлоконструкцию, башня которой устанавливается на низком портале. Портал крана имеет рамную конструкцию. Кран оборудован стрелой решётчатого типа, которая шарнирно закреплена на башне. В рабочем положении кран стоит на 4 винтовых опорах, которые стационарно закреплены на портале[5].

Передвижение такого крана осуществляется на задней колёсной паре, которая закреплена на раме портала. При этом впереди подставляется узко расположенная колёсная пара с тяговой балкой, соединяемая с тяговым крюком буксирующего транспортного средства[5].


5.3.1.2. Рельсовые самоходные

Из всего семейства выпускаемых кранов, на территории Советского Союза применялся кран марки K-10000. Этот кран стал самым мощным из всех стреловых самоходных рельсовых кранов и у монтажников именовался просто «Кролл». Он был впервые поставлен в США в 1979 году на строительство атомной электростанции. В СССР К-10000 применялся в энергетическом строительстве — при возведении атомных электростанций[5].


5.4. Краны-погрузчики

Применяются для выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ по подъёму и перемещению строительных изделий, конструкций и грузов на открытых складах, полигонах стройиндустрии, а также строительных площадках. Конструктивно отличаются от остальных башенных кранов заниженной башней. Стрела у кранов-погрузчиков — балочная, с грузовой тележкой[8].

6. Монтаж и демонтаж

Монтаж и демонтаж осуществляют согласно Инструкции и Правилами Техники безопасности и СНиП. Этапы могут отличаться для разных типов башен и моделей кранов.

7. Транспортировка

Отгрузка частей башенного крана

Опорная рама с поворотной платформой башенного крана в транспортном положении.

Перевозку кранов осуществляют:

  • Железнодорожным транспортом. При перевозке по железной дороге кран должен быть разобран на отдельные укрупнённые узлы, размещение и крепление которых узлов на железнодорожных платформах и полувагонах должно производиться в соотв. с чертежами и расчётами крепления, утверждёнными в установленном порядке. При этом руководствуются «Техническими условиями погрузки и крепления грузов» МПС[12][13].
  • Водным транспортом. Руководствуются СНИП и «Правилами техники безопасности и производственной санитарии на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях» Министерства Речного флота России[12][13].
  • Автотранспортом. Может производиться отдельными узлами стандартным автотранспортом, в зависимости от местных условий, характеристики транспортных средств и требований ГИБДД. При этом руководствуются «Правилами дорожного движения» и инструкцией по монтажу[12][13].

Примечания

  1. ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения: Государственного комитета СССР по стандартам от 24.12.87 N 4926 // Внесён Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР: 1989-01-01; Переиздан: Декабрь 1993
  2. 1234567891011121314Невзоров Л. А., Пазельский Г. Н., Романюха В. А. — Уч-к «Башенные краны:Уч-к для сред. проф.-техн. училищ», 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1980, 326с.
  3. 12345678Невзоров Л. А., Пазельский Г. Н., Романюха В. А. Строительные башенные краны: Учебник для сред. ПТУ — М.: Высшая школа, 1986. — 179с.
  4. 1234 Журнал «Спецтехника» № 3-2005 — Башенные краны
  5. 1234567891011Паргаманик И. М. Грузоподъёмные краны стрелового типа: Справ. пособие- М.: Энергоатомиздат, 1992 — Библиотека тепломонтажника — 141с.
  6. 123456789101112131415Л. А. Невзоров, М. Д. Полосин — Краны башенные и автомобильные: Уч. пособие для нач. проф. образования, 416с. — М: Академия, 2005, ISBN 5-7695-1672-0
  7. 12345 Фиделев А. С.: Подъёмно-транспортные машины, К: «Вища школа», 1976, 220с.
  8. 123456 Строительные краны: Справочник /В. П. Станевский, В. Г. Моисеенко, Н. П. Колесник, В. В. Кожушко; Под общ. ред. к.т. н. В. П. Станевского — К.: Будiвельник, 1984 — 240с.
  9. 12345678910Подъёмный кран — slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Подъёмный кран/ // Большая советская энциклопедия.
  10. С. Г. Игумнов: Стропальщик. Грузоподъёмные краны и грузозахватные приспособления, М: Академия, 2007, 54стр, ISBN 978-5-7695-2840-8
  11. П. З. Петухов, Г. П. Ксюнин, Л. Г. Серлин — Специальные краны — М: Машиностроение, 1985, 248с.
  12. 123ЗАО «НКСЗ» — Кран башенный КБ-408.21 — Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке: КБ-408.21.00.00.000 ИМ.
  13. 123ОАО «РКЗ» — Кран башенный КБМ-401П — Инструкция по монтажу: КБМ-401П.00.00.000 ИМ

Литература

  • А. И. Дукельский: — Справочник по кранам (в 2-х томах), 2-е изд., Л.: Машиностроение, 1971, 399с., ил.
  • Коган И. Я. — Строительные башенные краны, М.: Машиностроение, 1971
  • Фиделев А. С.: — Подъёмно-транспортные машины, 2-е изд, К.: Издат. Объединение «Вища Школа», 1976, 220с., УДК 69.057.7:629
  • М. П. Александров, Л. Н. Колобов, Н. А. Лобов и др.: — Грузоподъёмные машины: Учебник для вузов. — М.: Машиностроение, 1986 — 400 с., ил.
  • Б. М. Вейнблат, И. И. Елинсон, В. П. Каменцев: — Краны для строительства мостов, 3-е изд., М.: Транспорт, 1988, 240с, ISBN 5-277-00091-7
  • Б. Ф. Белецкий, И. Г. Булгакова — Строительные машины и оборудование: Спр-е пособие, Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, 608с., ISBN 5-222-06968-0
  • Л. А. Невзоров, Ю. И. Гудков, М. Д. Полосин: Устройство и эксплуатация грузоподъёмных кранов, 7-е изд., М.: ИЦ «Академия», 2010, 448с, ISBN 978-5-7695-6607-3

wreferat.baza-referat.ru

Кран башенный — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июля 2014; проверки требуют 19 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июля 2014; проверки требуют 19 правок. Самоподъёмные краны на строительстве нового ВТЦ, Нью-Йорк

Ба́шенный кра́н (англ. Tower crane, фр. Grue à tour) — поворотный кран стрелового типа со стрелой, закреплённой в верхней части вертикально расположенной башни[1]. В машинном парке передвижных кранов их доля — порядка 18 %[2].

История[ | ]

Первый прообраз башенных кранов современного типа появился ещё в 1913 году: кран, созданный Юлиусом Вольфом, обладал поворотной платформой, расположенной в верхней части башни. Через 15 лет, в 1928-м, спроектирован и создан первый башенный кран с балочной стрелой, а в 1952 году — с подъёмной[3].

СССР[ | ]

Башенные краны на строительных площадках страны начали применять ещё в годы первых пятилеток. Первые советские башенные краны были изготовлены в 1936 году. До Великой отечественной войны парк башенных кранов в СССР составлял порядка 200 единиц, а их ежегодный выпуск в те годы составлял несколько десятков[4].

После войны в

encyclopaedia.bid

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *