Автобус нефаз 5299 фото – НефАЗ 5299 — популярная модель городского автобуса от Нефтекамского Автобусного Завода

Автобусы НефАЗ-5299: описание, характеристики, модификации

Автобус НефАЗ-5299 – один из наиболее популярных видов муниципального транспорта в России. Ровесник нового века, рожденный на Нефтекамском автомобильном заводе, за свою пока еще недолгую жизнь он разошелся по автомобильным паркам всей большой страны уже более чем десятью тысячами экземпляров.

Описание автобуса

Показательным для оценки надежности и ходовых характеристик автобуса НефАЗ-5299 является то, что базируется он на шасси проверенного временем, дорогами и бездорожьем грузового серийного КамАЗа-5297. Колеса бескамерные, со стальными дисками, цельнометаллический корпус с ребрами жесткости из трубы квадратного сечения, двухконтурная пневматическая тормозная система, управляющее и контрольное оборудование, соответствующее международным стандартам, гидроусилитель руля – ничего нового, но зато прочно и безопасно.

В стандартном исполнении на автобусе установлена антиблокировочная система тормозов.

Кабина водителя отделена от пассажирского отсека стеклянной перегородкой, защищающей от шума, и оборудована громкоговорителем. Набор регулировок и подрессоривание водительского сидения не столь современны, как хотелось бы, но позволяют устроиться за рулем достаточно удобно.

Входные двери открываются из кабины с помощью пневматических механизмов.

Вентиляция – естественная, через люки в крыше (их в городском автобусе три) и форточки боковых окон.

Тепло от автономного жидкостного или газового отопителя, который одновременно является предпусковым подогревателем двигателя, распределяется по салону равномерно, потому что элементы системы располагаются по периметру автобуса.

Количество мест для сидения и общая вместимость салона зависят от модификации автобуса НефАЗ-5299.

Технические характеристики автобуса

Габаритные размеры базовой модели — 11700 × 2500 × 3100 мм. Колесная база составляет 5840 мм. Снаряженная масса автобуса – более десяти, а полная – восемнадцати тонн. Нагрузка распределяется по осям неравномерно: 6,5 тонн – на переднюю и 11,5 тонн – на заднюю.

Дорожный просвет составляет 285 мм, минимальный радиус разворота – 12 метров.

Максимальная скорость городского базового автобуса с дизельным двигателем – 74 км/час. Пригородные разгоняются до 96 км/час, а скорость выше этой на большинстве российских дорог и не требуется.

Двигатели для автобуса

На НефАЗ-5299 устанавливают несколько видов двигателей, работающих на разных видах топлива.

На дизельном топливе работает двигатель Cummins 6ISBe270B мощностью 270 л. с. и объемом 6,7 литров. Двигатель с шестью цилиндрами оснащен турбонаддувом. Расход топлива составляет 24 л на 100 км, объем топливного бака – 250 л. Дизельный двигатель соответствует нормам экологических стандартов EURO-3. Коробка передач может быть как механическая, так и четырехступенчатый автомат.

Модификации, которые работают на природном газе, соответствуют более высоким экологическим стандартам EURO-4 и EURO-5.

На сжиженном газе работает восьмицилиндровый двигатель КамАЗ-820.61-260 мощностью 260 л. с. объемом 11,76 л с турбонаддувом.

Шестицилиндровый двигатель Mercedes-Benz M 906 LAG/EEV/1 немного мощнее — 280 л. с. при меньшем объеме 6,9 тыс. л.

Двигатель Yuchai YC6G260N-50 с шестью цилиндрами объемом 7,8 л дает максимальную мощность 247 л. с.

Объем газобалонной системы из восьми емкостей составляет 984 литра. Баллоны для сжиженного газа располагаются на крыше автобуса НефАЗ-5299 (фото представлено ниже).

На городских машинах устанавливается четырехступенчатая автоматическая, а на пригородных – пятиступенчатая с четырьмя синхронизаторами механическая КПП.

Модификации автобуса

О популярности автобуса НефАЗ-5299 говорит большое количество модификаций: с начала выпуска их было сорок две.

Базовая модель предназначена для перевозок пассажиров в черте города. Полная вместимость – 105 человек, мест для сидения может быть 25. На этом автобусе три широкие двери, в комплектации может быть двигатель либо дизельный, либо работающий на газе, практически на всех модификациях установлена автоматическая КПП.

Кроме того что большинство модификаций городского автобуса низкопольные, они еще и снабжаются системой принудительного наклона кузова.

Пригородные модификации отличаются меньшей вместимостью – 89 человек, но они оборудованы более удобными туристическими сидениями, приспособленными для дальних поездок.

Междугородний НефАЗ-5299 с одной дверью имеет 43 места для сидения и оснащен отсеками для багажа. Комфортабельные автомобильные кресла с откидывающимися спинками и подлокотниками, кондиционер и радио делают дальние поездки не такими утомительными. Отдельно выпускается модификация для междугородних перевозок на севере. На ней установлены дополнительные отопители салона и аккумуляторных батарей, электроподогрев топливозаборника, бачок подогрева топлива перед пуском.

Если пригородные модификации все среднепольные, то городские автобусы выполнены еще и в полунизкопольном и низкопольном вариантах с пандусами для пассажиров с ограниченными возможностями и специальным местом в центре салона для инвалидной коляски.

Обслуживание и ремонт автобуса

Большинство узлов и агрегатов модели НефАЗ-5299 опробовано на серийных грузовых автомобилях, хорошо известно специалистам, поэтому их ремонт и сервисное обслуживание проблем не вызывают.

Высокая степень унификации не только снизила себестоимость сборки автобусов, но и упростила и удешевила ремонты. Купить запчасти можно у официальных дилеров КамАЗа, а сеть их достаточно обширна.

Поездка в пригородном автобусе

Пригородный НефАЗ-5299 рассчитан на 45 мест для сидения, и еще почти столько же пассажиров могут стоять. Он имеет две двери, расположенные в противоположных частях кузова, что делает проход неудобно длинным. А если учесть, что сидения с подлокотниками достаточно широкие, то проход можно считать еще и узким, где двум пассажирам, особенно в теплой одежде, трудно разминуться.

Кроме того, в пригородных автобусах народ, как правило, ездит с хозяйственными сумками, которые в модели НефАЗ-5299 девать просто некуда. Сидения стоят близко, ноги бы разместить, а полки над головами узкие. Багажный отсек в автобусе предусмотрен, но практическая польза от него весьма сомнительна. Пользоваться им могут пассажиры, едущие от начала до конца маршрута, на промежуточных остановках водитель не выходит, чтобы открыть и опять закрыть крышку.

Что удобно для пассажиров, так это большие дверные проемы, которые хорошо освещаются в темное время суток, и низко расположенные ступени – модификации пригородных автобусов все среднепольные.

Характеристики автобуса НефАЗ-5299 делают его очень популярным на всей территории РФ.

Продуманная конструкция, оборудование для инвалидов на многих модификациях, кондиционеры удобны для пассажиров, Хорошая обзорность, современная электроника и достатчно удобное сидение – это преимущества для водителей.

fb.ru

Обзор городского автобуса НЕФАЗ 5299-40-51

Подробности
Категория: Тест-драйв
Опубликовано 16.05.2015

В наших обзорах мы уже не раз писали о легковых автомобилях и грузовиках. Пришло время поговорить и об автобусах. Встречайте: одна из последних новинок ОАО «КАМАЗ» — городской низкопольный автобус НЕФАЗ 5299-40-51. Интересен он для нас еще и тем, что совсем скоро такие автобусы начнут перевозить пассажиров по дорогам Набережных Челнов.

Для тех, кто никогда не слышал об автобусах НЕФАЗ, небольшая справка. Это автобусы большого класса (10-12 м длиной), которые производятся на базе шасси КАМАЗ. «НЕФАЗ» – это также и название дочернего предприятия ОАО «КАМАЗ» (Нефтекамский автобусный завод), которое занимается производством автобусов на КАМАЗовском шасси.

Находится оно, как ни трудно догадаться, в городе Нефтекамск Республики Башкортостан.

Автобус НЕФАЗ 5299-40-51 – одна из последних новинок компании. Это городской автобус со 100% низкопольностью. Низкий уровень пола – одно из главных требований к современным городским автобусам. Он позволяет пассажирам удобно заходить и выходить в автобус, не карабкаясь по ступенькам. Высота пола в автобусе НЕФАЗ 5299-40-51 составляет всего 360 мм.

Также в автобусе имеется откидная аппарель у средней двери и площадка для размещения инвалидной коляски в салоне, оснащенная откидным подлокотником и кнопками требования остановки, что позволяет перевозить пассажиров с ограниченными возможностями.

Автобус НЕФАЗ 5299-40-51 оснащен системой книлинг, которая позволяет за счет изменения давления в пневмоподвеске наклонять автобус в сторону остановки, уменьшая расстояние от дороги до пола автобуса, что облегчает посадку и высадку пассажиров.

Автобус НЕФАЗ 5299-40-51 имеет так называемый улучшенный интерьер. По сравнению с предыдущим вариантом салона, здесь видны следующие изменения:

  • новые, более качественные и приятные на вид материалы отделки
  • новые ручки на верхних поручнях
  • новые плафоны освещения, встроенные в потолок
  • новые потолочные панели скругленной формы (вместо предыдущих квадратных коробов)
  • более эстетичная обшивка моторного отсека в задней части автобуса

В целом, сам интерьер автобуса выполнен более эргономично: ушли в прошлое острые углы и кромки, торчащие повсюду саморезы и винты и т.д.

Для комфорта в холодное время года в салоне установлены отопители. В жаркое время года к услугам пассажиров два люка в потолке. Они оснащены электроприводом, кнопки управления которым расположены в передней части салона.

Автобус рассчитан на перевозку 24 сидячих пассажиров плюс одно место для инвалидной коляски. Общая пассажировместимость достигает 105 человек.

Изменилась и кабина водителя. Раньше водитель попадал на рабочее место через одну из створок передней двери, а пассажиры – через вторую створку. Теперь же обе створки открывают свободный доступ непосредственно в салон автобуса. А уже в салоне, в перегородке кабины выполнена распашная дверь в кабину водителя.

Это решение облегчает посадку и высадку пассажиров, а также увеличивает свободное пространство для стоящих пассажиров. В двери выполнено откидывающееся окошко с нишой для монет.

Замок двери со стороны водителя можно заблокировать, для этого есть специальный фиксатор на ручке открывания.

Рабочее место водителя стало более комфортным. В кабине появился большой вещевой ящик за сиденьем водителя, а также многочисленные ящики и ниши для мелочей.

Панорамное лобовое стекло, а также крупные зеркала заднего вида обеспечивают отличный обзор за рулем.

А вот салонное зеркало можно было бы сделать не сферическим, а прямоугольным и более широким.

На боковом и лобовом стеклах имеются опускающиеся шторки, защищающие водителя от яркого солнца.

Автобус оснащен автоматической коробкой передач Voith, поэтому на полу всего две педали – газ и тормоз.

Вместо привычного рычага КПП здесь установлен пульт с кнопкамии.

Он включает в себя 5 кнопок:

  • D — движение вперед
  • R – движение назад
  • N – нейтраль
  • 1, 2, 3 – кнопки выбора режимов работы автомата, зависящих от условий движения

Педаль газа здесь уже не напольная, а подвесная. Слева от водителя располагается кран стояночного тормоза, а также множество кнопок, отвечающих за открывание и закрывание дверей, освещение и другие функции.

Чуть выше расположен пульт системы автоматического пожаротушения, которой оснащен данный автобус.

Единственный минус, который бросается в глаза, это архаичные подрулевые переключатели на тонких ножках, знакомые еще по советским грузовикам.

Комбинация приборов простая, включает в себя ЖК-дисплей и 6 приборов:

  • спидометр
  • тахометр
  • указатель уровня топлива
  • температура охлаждающей жидкости
  • два указателя давления воздуха (контур I и контур II)

Само водительское кресло установлено на пневмоподушке, обеспечивающей комфорт за рулем.

Оно имеет механические регулировки в нескольких направлениях. Само сиденье перемещается на салазках вперед/назад в достаточно большом диапазоне, что позволяет удобно устроиться водителям любой комплекции.

Автобус выполнен в традиционном варианте оформления, который имеют все автобусы НЕФАЗ после последнего рестайлинга.

Отличием от других версий является наличие на крыше блока газовых баллонов, т.к. он оснащен газовым двигателем.

Также на данном автобусе установлено панорамное лобовое стекло (без центральной перегородки), улучшающее обзор для водителя. Вслед за лобовым стекло поменялись и дворники: если на традиционных версиях дворники в парковочном положении стоят вертикально у центральной перегородки, то с панорамным стеклом они располагаются горизонтально, у нижней кромки стекла.

Передняя оптика автобуса НЕФАЗ фирмы Hella. В самой нижней части располагаются дневные ходовые огни, которые включаются после запуска двигателя. Выше них, в трех отдельных секциях расположены ближний, дальний свет, а также поворотники.

Автобус имеет три двустворчатые двери с правой стороны с электропневматическим управлением.

Сердцем автобуса НЕФАЗ 5299-40-51 является шестицилиндровый газовый двигатель Mercedes-Benz M 906 LAG. Он соответствует экологическому классу Евро-5, выдает 279 л.с. мощности и 1000 Нм крутящего момента.

Топливом для него служит газ метан. Для его хранения на крыше автобуса расположены 8 газовых баллонов, общий объем которых составляет 984 литра.

В паре с двигателем работает четырехступенчатый автомат фирмы Voith.

Передняя и задняя подвеска автобуса пневматическая, сзади – зависимая, спереди – независимая.

Для получения 100% низкопольности применен задний мост портального типа, у которого главная передача располагается не по центру, а сбоку. Главная передача здесь итальянского производства, фирмы Oerlikon graziano.

Именно из-за установки портального моста двигатель здесь расположен не по центру, а смещен в левую сторону.

Тормоза всех колес автобуса дисковые.


 

 

 

avtospravochnaya.com

Автобус НефАЗ-5299 на шасси КамАЗ-5297

А. Ерохин, фото К. Ушанова

Впервые увидеть нефтекамские автобусы довелось года два назад во время командировки в Набережные Челны на КАМАЗ. Тогда от вокзала в столице Татарстана до Набережных Челнов ехали на рейсовых автобусах Mercedes-Benz в туристическом исполнении. В нем имелись комфортные сиденья, подсветка и вентиляция над каждым пассажирским местом, телевизор и видеомагнитофон. И билеты на такой автобус были заметно дороже, чем на Ikarus или Karosa. Нужно ли говорить, что и первые, и вторые, и третьи были старые-престарые. Но в самих Набережных Челнах мы увидели симпатичные новые городские рейсовые автобусы. Оказалось, они изготовлены недалеко от «грузовикового» автогиганта, в соседней Башкирии, в Нефтекамске на ОАО «НЕФАЗ». Машина нас заинтересовала, и когда в конце ушедшего года представилась возможность взять на тест изделие башкирских автобусостроителей, мы не замедлили ею воспользоваться.

 

Поскольку автобус мы получили на очень короткое время, его протестировали только с полной нагрузкой.

Итак, начнем по порядку. Выглядит автобус неплохо. Поскольку эта модель предназначена для пригородных маршрутов, кузов имеет только две двери, расположенные впереди и сзади на правой стороне кузова. Как на всех современных автобусах, стекла на машине вклеенные. Ветровое стекло состоит из двух половин, которые разделяются довольно широкой стойкой по центру.

Салон рассчитан на 45 посадочных мест. Кресла для пассажиров имеют тканевую обивку с приятным рисунком, снабжены подлокотниками и регулировкой наклона спинки, правда, расположены они в салоне весьма плотно. Сверху вдоль сидений находятся полки для мелких вещей пассажиров. Междугородные кресла в пригородном автобусе – здорово, только при таком расположении дверей и кресел в салоне проход оказался очень узким и длинным. Разойтись в нем двум пассажирам проблематично, особенно зимой, когда люди тепло одеты. Еще больше проблема усугубляется хозяйственными сумками, без которых современный народ практически не обходится, а уж тем более при поездках в город.

Независимый отопитель салона

В салоне багаж разместить практически негде. Перед собой из-за близкого расположения кресел поставить ничего невозможно, в проходе соответственно тоже (очень узкий), остается только место на собственных коленях. Не спасают и верхние полки: там чудесно ляжет дамская сумочка, пакет школьника со сменной обувью и даже не очень крупный «дипломат», но никак не полноценная хозяйственная авоська. Имеется в автобусе багажный отсек, правда, с двумя «но». Во-первых, он имеет объём 3,5 м3, а во-вторых, представьте себе, что водитель будет выдавать и загружать багаж через каждые полтора километра – именно таково среднее расстояние между остановками на пригородных маршрутах.

Дверные проемы большие и удобные. Ступени находятся сравнительно невысоко над землей, и при входе не приходится напрягаться, сильно задирая ноги. В темное время проем хорошо освещается специальной лампой, которая автоматически включается при открытии двери. Направляющие дверных створок изготовлены из металла, и они несомненно долговечнее пластиковых, использующихся другими автобусостроителями.

Створки передней двери снабжены замками, что позволяет закрывать салон автобуса на ключ. Это приятная неожиданность на фоне полной беззащитности машин, поныне в большинстве своем «стоящих на вооружении» парков.

На Башкирском автобусе установлен камазовский силовой агрегат

Техническая сторона машины, а НефАЗ-5299 построен на шасси КамАЗ-5297, продумана неплохо. Обслуживать силовой агрегат удобно. Например, доступ к топливной системе простой и незатруднительный. Силовой агрегат установлен с большим запасом места, а для ремонта смонтированного на нем навесного оборудования сделаны специальные лючки. Вот только расширительный бачок системы охлаждения установлен не совсем удачно. При открытой крышке моторного отсека залить жидкость в горловину просто невозможно, да и при закрытой крышке и лючок, и заливная горловина оказываются слишком высоко, но для этого в ЗИП к автобусу идёт специальная воронка.

Эргономика рабочего места водителя демонстрирует заметный прогресс по сравнению с машинами последнего «социалистического» поколения, все еще находящимися в производстве. Сиденье водителя с помощью своего набора регулировок позволяет расположиться на рабочем месте достаточно удобно. Наличие у него подрессоривания делает посадку более комфортной. Конечно, современное сиденье с пневмоподвеской и более полным набором регулировок было бы комфортабельнее. Да и регулируемую рулевую колонку хотелось бы иметь. Но все это сказывается, к сожалению, на цене машины, а потому отсутствие перечисленных изысков не стоит заносить в число недостатков.

Надёжно, аскетично и информативно

Досягаемость клавиш на передней панели оставляет желать лучшего. Чтобы воспользоваться любой из них, нужно наклоняться вперед и тянуться рукой. Видимость контрольных ламп на панели приборов нормальная. Установка на комбинации приборов тахографа вместо обычного спидометра позволяет владельцу более полно контролировать работу машины на линии. Пользование педалями не вызывает затруднений, разве что «тяжеловата» педаль подачи топлива. Не понравился тросовый привод переключения передач: при пользовании рычагом у нас возникали постоянные проблемы. Возможно, это связано с плохой регулировкой привода на заводе-изготовителе шасси (КАМАЗ), или с какими другими причинами. Кстати, на ликинских автобусах тросовый привод переключения передач тоже вызывает множество нареканий водителей. Может, стоит вернуться к обычному механическому приводу?

Несколько слов хочется сказать об обзорности вперед. При движении в плавном правом повороте широкая средняя стойка ветрового стекла перекрывает водителю обзор дороги. Чтобы увидеть что-либо на траектории движения машины, приходится покачивать влево-вправо. Это, пожалуй, самая неприятная проблема у данной машины. Кстати, на других нефтекамских машинах этого нет.

Проход между сиденьями очень узкий, особенно для человека в зимней одежде

Отопление салона, а тест проводился в хороший зимний денек, и на улице было –7оС, довелось оценить довольно своеобразным способом. Дело в том, что утром, при загрузке балласта непосредственно перед тестированием, мы с удивлением обнаружили сеть мелких трещин на правом боковом стекле в центре салона. Сразу стало ясно, что стекло вывалится из проема на первых же километрах, что произошло. Пришлось заделать проем при помощи фанеры. Позже выяснилось, что причиной неприятности послужил камень, вылетевший из пескоразбрасывающей машины дорожной службы.

При движении из заделанного проема достаточно сильно сквозило, и при этом отопление салона показало свою эффективность. Даже в такой экстремальной ситуации находиться в салоне без верхней одежды было все же можно. А с нормальным остеклением была бы и вовсе летняя атмосфера.

Максимальная скорость в 96 км/ч вполне достаточна для автобуса пригородного сообщения на российских дорогах. Динамика разгона с полной нагрузкой находится на приемлемом уровне. На горизонтальных участках претензий к 5-ступенчатой коробке у нас не появилось, а вот когда на маршруте появились небольшие подъемы, захотелось иметь под рукой «половинки». Возможно, это связано с нежеланием лишний раз пользоваться таким непослушным рычагом переключения передач с тросовым приводом. Или вспомнилась 9-ступенчатая коробка ZF, которая стоит на камских самосвалах.

И вентиляция, и аварийный выход

Приятно, что на автобусе в стандартном исполнении установлена антиблокировочная система тормозов, существенно повышающая пассивную безопасность машины. Но жаль, что нет противобуксовочной системы, которая тоже была бы не лишней.

Показатели топливной экономичности можно считать вполне приемлемыми, особенно с учетом того, что испытания проводились при минусовой температуре на заснеженной дороге и с разбитым боковым стеклом.

В целом машина нам понравилась. И о недостатках, большинство из которых легко устранимо, а некоторые вообще характерны для российского автобусостроения, мы так подробно говорили потому, что машина экспериментальная. Это значит, чем больше недоработок на ней будет выявлено, тем лучше будут серийные автобусы. А они, мы уверены, обязательно найдут свое место на рынке.

Сулейманов Радик Бариевич, заместитель главного конструктора ОАО «НЕФАЗ» по испытаниям и доводке:

«За неполных три года заводом освоено было три базовых модели автобусов:

— НефАЗ-5299 на шасси КамАЗ-5297 с двигателем КамАЗ-740.11-240 (Euro-1) и коробкой передач КамАЗ-14 – городской автобус;

— НефАЗ-5299-01 на шасси КамАЗ-5297 с двигателем КамАЗ-740.11-240 и коробкой передач КамАЗ-141 – пригородный автобус;

— НефАЗ-5299-08 на шасси КамАЗ-5297 с двигателем КамАЗ-740.11-240 и коробкой передач КамАЗ-141 – междугородный автобус.

За 2003 г. ОАО «КАМАЗ» и ОАО «НЕФАЗ» завершили опытно-конструкторские работы по обновлению базового модельного ряда автобусов. На смену перечисленным выше автобусам подготовлены три новые модели, выпуск которых начнется во II полугодии 2004 г.:

— НефАЗ-5299-15 на шасси КамАЗ-5297 с двигателем КамАЗ-740.31.260 (Euro-2) и коробкой передач КамАЗ-142 – городской автобус;

— НефАЗ-5299-16 на шасси КамАЗ-5297 с двигателем КамАЗ-740.31.260 и коробкой передач КамАЗ-141 – пригородный автобус;

— НефАЗ-5299-17 на шасси КамАЗ-5297 с двигателем КамАЗ-740.31.260 (Euro-2) и коробкой передач КамАЗ-142 – междугородный автобус.

Обновленный модельный ряд не только лучше экологически, но и технически совершеннее. Таким образом, для тестирования был представлен как бы conzept-bus.

В 2003 г. автобус НефАЗ-5299 был испытан на прочность крыши по правилам ЕЭК ООН № 80.01: полнокомплектный автобус массой 11 т с постамента высотой 800 мм опрокинули на крышу. Прочность подтверждена. При осмотре образца выяснилось, что все боковые стекла целые, что серьезно убедило скептиков, сомневавшихся в используемой технологии наклейки стекол».

Редакция благодарит руководство ОАО «НЕФАЗ» и представителей автозавода за предоставленную возможность ознакомиться с новой моделью.

www.gruzovikpress.ru

НефАЗ-5299

Автобус из первой крупной поставки 2004 г., когда в «Башавтотранс» пришло 100 машин

НефАЗ-5299 белорецкого АТП 2001 г. выпуска

НефАЗ образца 2002 г., г. Октябрьский

Междугородный НефАЗ сибайского АТП

НефАЗ с мотором Cummins и АКП

Типичный «уфимец» НефАЗ-5299 с кондиционером и дизелем КамАЗ, агрегатированный с автоматической трансмиссией

НефАЗ-5299-15 выпуска 2003 г.: откидные форточки, дизель КамАЗ-740.11-240 и КП КамАЗ-142

Когда впервые автобус НефАЗ-5299 показали по местному телевидению, все ахали от осознания того факта, что завод автосамосвалов способен выпускать настоящий городской автобус. На майские праздники в 2001 году один из НефАЗов появился в Уфе и вскоре вышел на городской маршрут. Сначала пассажиры НефАЗ-5299 восторгались, что автобус великолепный – вклеенные стеклопакеты, большой накопитель, удобные поручни, мягкие сиденья. Но все достоинства НефАЗ-5299 меркли, как только начинал тарахтеть на весь салон «камазовский» двигатель. Шумоизоляция моторного отсека была очень плохой, а ведущий мост и коробка передач от КамАЗа подвывали так, что впору затыкать уши.

Со слов водителей, работавших на этом НефАЗе, в нем была неудачная планировка салона. Сидений маловато (всего 25), да и компоновка не до конца продуманная. Со временем расшатались поручни, установленные в салоне, их крепления просто не выдержали нагрузку. Они дребезжали и грохотали на всех кочках. Свою нотку в общую какофонию звуков добавляла и плохо закрепленная пластиковая обивка салона. Все с пониманием относились к этим «детским болезням» и считали, что несмотря на недостатки, в целом автобус НефАЗ-5299 получился удачным… просто нуждался в серьезной доработке.

Следующий НефАЗ-5299, появившийся в Уфе, был не совсем обычным, вместо «камазовского» мотора стоял дизель Mecedes-Benz OM 441. В этом автобусе уже были учтены некоторые ошибки, в частности улучшилась планировка салона. Это был бы почти идеальный городской автобус, если бы не шумоизоляция двигателя. Точнее, ее отсутствие. Немецкий дизель, как и камский, оглушал пассажиров в салоне. Зато машина явно прибавила по части ездового комфорта, ездить на ней было приятнее. Количество пригородных и городских машин с мотором Mercedes в Уфе не превысило пяти штук.

В 2002 году городское МУЭТ приобрело 10 новых НефАЗ-5299 с моторами Caterpillar 3116. У машин проявились те же недостатки, что и у предшественников: плохая шумоизоляция, поручни начинали шататься через 2–3 месяца эксплуатации. Завод устранял выявленные недочеты: например, очень быстро в городских автобусах поменяли внутреннюю фурнитуру, которая перестала дребезжать; отделку салона применили из легко моющихся материалов. Со временем изменили и конструкцию форточек. Если на машинах до 2004 года стояли малоэффективные откидные форточки, то позже начали ставить более привычные и функциональные сдвижные. Однако у новых форточек есть свои проблемы: в дождливую или влажную погоду уплотнитель набухает от воды и зажимает стекло, трудно открыть или закрыть ее.

С точки зрения водителя, автобусы НефАЗ-5299 вовсе неплохи, у них хорошая маневренность, что позволяет легко работать в тесных переулках или в плотном городском потоке. При этом обзорность у них великолепная. Нравится водителям и то, что кабина наглухо отгорожена от салона и отапливается отдельно. В кабине есть специальная полка для вещей водителя. Она довольно большая, при желании туда можно положить сумку. А вот клавиши открывания дверей расположены не очень удобно – до них нужно тянуться, хотя с другой стороны, это даже небольшой плюс: полезно лишний раз пошевелиться, работа у водителей сидячая.

После городских машин в Уфе появились и междугородные НефАЗ-5299-08 в противовес «Икарусам». Приняли их уже как родных: неплохое исполнение салона, большой шаг высоких сидений, в которых удобно даже пассажирам высокого роста. Двигатель КамАЗ-740.11-240 в салоне почти не было слышно, лишь иногда доносился свист турбины. А главное – даже в самый лютый мороз в салоне сохранялось тепло. Нравилось всем, что у междугородных автобусов был очень большой и хорошо герметизированный багажный отсек, в который практически не проникала влага с улицы.

В течение 2003 года НефАЗ провел НИОКР по обновлению базового семейства пассажирских машин, и со второго полугодия 2004-го были подготовлены новые модели с двигателями КамАЗ-740.31-260 (Euro 2): городской НефАЗ-5299-15, пригородный НефАЗ-5299-16 и междугородный НефАЗ-5299-17.

Общий недостаток для всех моделей НефАЗ-5299, оснащаемых 5-ступенчатыми механическими КП КамАЗ-14, -141 и -142 с тросовым приводом, один: Уфа стоит на горе, и для городского темпа с частой сменой передач автобусу не хватало делителя КП или трансмиссии с большим числом ступеней.

С конца 2005 года в башкирскую столицу поступили обновленные автобусы НефАЗ-5299 с рестайлингом передка, были внесены изменения в систему охлаждения, а выхлопная труба перенесена с левой на правую сторону. В конце октября 2006 года в Уфу пришла первая партия городских НефАЗ-5299-21 с мотором Cummins и гидромеханической трансмиссией Voith. Автобусы в такой комплектации, наверное, и есть та самая «золотая середина»: мотор тихий и экономичный, автоматическая КП позволяет водителю сконцентрироваться на дороге.

Но у эксплуатационников с автобусами НефАЗ-5299 все равно много проблем. Во многих машинах выбиты вклеенные стекла, часто их заменяют оргстеклом, а этого делать нельзя. Изначально конструкция кузова НефАЗ-5299 была задумана под вклеиваемые стеклопакеты, которые являются неотъемлемой частью силового каркаса кузова, а это значит, что подобная самодеятельность с заменой окон может серьезно снизить конструкционный запас прочности кузова.

Что касается расхода топлива, то на машинах с мотором и КП КамАЗ расход по городу при грамотном вождении не превышает 40 л, а в пригороде оказывается и того меньше. У НефАЗ-5299 с автоматической трансмиссией и мотором КамАЗ топлива может доходить по городу до 45 л, хотя все, конечно, зависит от мастерства водителя – один перекручивает мотор, а другой, наоборот, не особенно гонит. А вот машины с «автоматом» и мотором Cummins очень экономичные: со слов водителей, расход у них не превышает 32–35 л.

www.gruzovikpress.ru

технические характеристики, описание, фото, видео

НЕФАЗ 5299-20-42, 5299-10-42 имеют каркасный, цельнометаллический, несущий кузов вагонного типа из двусторонне оцинкованного металла. Гарантия от сквозной коррозии 15 лет. Имеют заднее расположение двигателя. Вентиляция – комбинированная, через форточки и люки крыши.

Отопление салона автобуса и место водителя осуществляется жидкостной системой отопления, использующей тепло системы охлаждения двигателя и (или) жидкостного подогревателя, а также фронтальным и салонными отопителями (совместно).

Задние и боковые стекла окон салона — закаленные, «сталинит», ветровое стекло – «триплекс».

Двери открываются внутрь, управление дверьми – электропневматическое.

 Технические характеристики  5299-20-42, 5299-10-42
 Пассажировместимость  
 Количество мест для сидения  23 , 25, 30; 25+1(инв)
 Общая, чел  112, 106, 99; 97
 Весовые параметры и нагрузки  
 Масса снаряженного автобуса, кг  10240
 Полная масса автобуса, кг  18000
 Распределение полной массы, кг:  
 — нагрузка на переднюю ось, кг  6500
 — нагрузка на задний мост, кг  11500
 Габаритные размеры  11885*2500*3144…3250
 Высота ступеньки над уровнем дороги, мм  360
 Высота пола на передней площадке, мм  730
 Высота пола на задней площадке, мм  730
 Расстояние от пола до потолка, мм  2190
 Ширина прохода в дверях, мм  1200
 Максимальная скорость, км/ч  70
 Базовое шасси  КамАЗ-5297-G4
 Колесная формула / ведущие колеса  4х2 / задние
 Двигатель / вид топлива  ДТ
 Модель  Cummins ISB6.7e4270B
 Максимальная полезная мощность, кВт (л. с.)  188 (270)
 Максимальный полезный крутящий момент, Нм (кг·см)  940
 Расположение и число цилиндров  6, рядное
 Рабочий объем, л  6700
 Коробка передач  VOITH, D854.3E / ZF 6S 1200BO
 Модель  
 Тип  Автоматическая / Механическая
 ГУР  BOSCH Automative Steering 8098955
 Тормоза  
 Тип  Барабанные задние и передние WABCO
 Главная передача  
 Тип  RABA, двойная
 Подвеска  
 Передняя  Зависимая, пневматическая
 Задняя  Зависимая, пневматическая

 

В базовое оснащение НЕФАЗ 5299-20-42, 5299-10-42 включены:

  • Система пожаротушения двигателя и отсека ПЖД c оповещением водителя
  • ПЖД Webasto
  • Отопители салона
  • Отопитель водителя
  • Вещевой ящик личных вещей водителя
  • Радиооборудование и переговорное устройство
  • Раздельное ветровое стекло
  • Перегородка водителя
  • Тонированные стекла со сдвижными форточками
  • Защита ДВС, ПЖД, КПП
  • ЗИП, аптечка, огнетушитель, домкрат, противооткатный упор

Дополнительные опции, устанавливаемые на автобусы НЕФАЗ:

  • Механизм подъема инвалидных колясок
  • Оригинальная покраска автобуса по карте окраски покупателя
  • Установка системы навигации GPS / ГЛОНАСС
  • Электронный маршрутоуказатель
  • Речевой информатор
  • Бегущая строка в салоне
  • Кондиционер
  • Кондиционер с режимом обогрева
  • Видеосистема: с 1-2 мониторами
  • Установка сидений повышенной комфортности
  • Изменение компоновки салона по желанию заказчика

Скачать презентацию НЕФАЗ 5299-20-42, 5299-10-42

10-42.pdf [312,51 Kb] (cкачиваний: 23)

vsyatekhnika.ru

Представлен новый перронный автобус производства НЕФАЗа

Новинку – перронный автобус НЕФАЗ – презентовали представители дочернего предприятия ПАО «КАМАЗ» в Башкирии. Дебют состоялся в рамках XIII международного авиационно-космического салона «МАКС-2017». В качестве основы для этой модели производитель решил взять серийный 12-метровый городской низкопольный автобус НЕФАЗ-5299-40-52.

Представленный перронный автобус оснащается дизельным двигателем Cummins ISB объёмом 6,7 литра, мощностью 250 л. с., который агрегатируется с автоматической коробкой передач ZF. Он также получил «систему приседания на остановках» (ECAS).

У новой модели производства Нефтекамского завода три двухстворчатые двери с правой стороны и две сближенные двухстворчатые с левой. Все они оборудованы функциями противозащемления и аварийного открывания. Дополнительные площадки для багажа оборудованы в задней части автобусного салона (вместо ряда кресел).

На фото: НЕФАЗ-52992

В общей сложности в салоне насчитывается двенадцать мест для сидения, в целом автобус вмещает 110 пассажиров. Кабина водителя отделена от основной части перегородкой, из неё есть отдельный выход. Пассажирские кресла созданы «в антивандальном исполнении», имеют мягкие вставки и поручни на спинках. Помимо этого создатели предусмотрели противоскользящее напольное покрытие повышенной износостойкости.

В пресс-центре КАМАЗа отметили, что подобные перронные автобусы востребованы в небольших аэропортах, которые осуществляют региональные авиаперевозки. Сейчас такой транспорт закупается за рубежом, теперь же их сможет заменить техника отечественного производства.

Ранее портал «Колёса.ру» сообщал о том, что автотехника КАМАЗ доступна по новым российским госпрограммам: «Российский тягач», «Российский фермер» и «Своё дело».

 

www.kolesa.ru

Обзор городского автобуса НЕФАЗ 5299-40-51

Подробности
Категория: Тест-драйв
Опубликовано 16.05.2015

В наших обзорах мы уже не раз писали о легковых автомобилях и грузовиках. Пришло время поговорить и об автобусах. Встречайте: одна из последних новинок ОАО «КАМАЗ» — городской низкопольный автобус НЕФАЗ 5299-40-51. Интересен он для нас еще и тем, что совсем скоро такие автобусы начнут перевозить пассажиров по дорогам Набережных Челнов.

Для тех, кто никогда не слышал об автобусах НЕФАЗ, небольшая справка. Это автобусы большого класса (10-12 м длиной), которые производятся на базе шасси КАМАЗ. «НЕФАЗ» – это также и название дочернего предприятия ОАО «КАМАЗ» (Нефтекамский автобусный завод), которое занимается производством автобусов на КАМАЗовском шасси.

Находится оно, как ни трудно догадаться, в городе Нефтекамск Республики Башкортостан.

Автобус НЕФАЗ 5299-40-51 – одна из последних новинок компании. Это городской автобус со 100% низкопольностью. Низкий уровень пола – одно из главных требований к современным городским автобусам. Он позволяет пассажирам удобно заходить и выходить в автобус, не карабкаясь по ступенькам. Высота пола в автобусе НЕФАЗ 5299-40-51 составляет всего 360 мм.

Также в автобусе имеется откидная аппарель у средней двери и площадка для размещения инвалидной коляски в салоне, оснащенная откидным подлокотником и кнопками требования остановки, что позволяет перевозить пассажиров с ограниченными возможностями.

Автобус НЕФАЗ 5299-40-51 оснащен системой книлинг, которая позволяет за счет изменения давления в пневмоподвеске наклонять автобус в сторону остановки, уменьшая расстояние от дороги до пола автобуса, что облегчает посадку и высадку пассажиров.

Автобус НЕФАЗ 5299-40-51 имеет так называемый улучшенный интерьер. По сравнению с предыдущим вариантом салона, здесь видны следующие изменения:

  • новые, более качественные и приятные на вид материалы отделки
  • новые ручки на верхних поручнях
  • новые плафоны освещения, встроенные в потолок
  • новые потолочные панели скругленной формы (вместо предыдущих квадратных коробов)
  • более эстетичная обшивка моторного отсека в задней части автобуса

В целом, сам интерьер автобуса выполнен более эргономично: ушли в прошлое острые углы и кромки, торчащие повсюду саморезы и винты и т.д.

Для комфорта в холодное время года в салоне установлены отопители. В жаркое время года к услугам пассажиров два люка в потолке. Они оснащены электроприводом, кнопки управления которым расположены в передней части салона.

Автобус рассчитан на перевозку 24 сидячих пассажиров плюс одно место для инвалидной коляски. Общая пассажировместимость достигает 105 человек.

Изменилась и кабина водителя. Раньше водитель попадал на рабочее место через одну из створок передней двери, а пассажиры – через вторую створку. Теперь же обе створки открывают свободный доступ непосредственно в салон автобуса. А уже в салоне, в перегородке кабины выполнена распашная дверь в кабину водителя.

Это решение облегчает посадку и высадку пассажиров, а также увеличивает свободное пространство для стоящих пассажиров. В двери выполнено откидывающееся окошко с нишой для монет.

Замок двери со стороны водителя можно заблокировать, для этого есть специальный фиксатор на ручке открывания.

Рабочее место водителя стало более комфортным. В кабине появился большой вещевой ящик за сиденьем водителя, а также многочисленные ящики и ниши для мелочей.

Панорамное лобовое стекло, а также крупные зеркала заднего вида обеспечивают отличный обзор за рулем.

А вот салонное зеркало можно было бы сделать не сферическим, а прямоугольным и более широким.

На боковом и лобовом стеклах имеются опускающиеся шторки, защищающие водителя от яркого солнца.

Автобус оснащен автоматической коробкой передач Voith, поэтому на полу всего две педали – газ и тормоз.

Вместо привычного рычага КПП здесь установлен пульт с кнопкамии.

Он включает в себя 5 кнопок:

  • D — движение вперед
  • R – движение назад
  • N – нейтраль
  • 1, 2, 3 – кнопки выбора режимов работы автомата, зависящих от условий движения

Педаль газа здесь уже не напольная, а подвесная. Слева от водителя располагается кран стояночного тормоза, а также множество кнопок, отвечающих за открывание и закрывание дверей, освещение и другие функции.

Чуть выше расположен пульт системы автоматического пожаротушения, которой оснащен данный автобус.

Единственный минус, который бросается в глаза, это архаичные подрулевые переключатели на тонких ножках, знакомые еще по советским грузовикам.

Комбинация приборов простая, включает в себя ЖК-дисплей и 6 приборов:

  • спидометр
  • тахометр
  • указатель уровня топлива
  • температура охлаждающей жидкости
  • два указателя давления воздуха (контур I и контур II)

Само водительское кресло установлено на пневмоподушке, обеспечивающей комфорт за рулем.

Оно имеет механические регулировки в нескольких направлениях. Само сиденье перемещается на салазках вперед/назад в достаточно большом диапазоне, что позволяет удобно устроиться водителям любой комплекции.

Автобус выполнен в традиционном варианте оформления, который имеют все автобусы НЕФАЗ после последнего рестайлинга.

Отличием от других версий является наличие на крыше блока газовых баллонов, т.к. он оснащен газовым двигателем.

Также на данном автобусе установлено панорамное лобовое стекло (без центральной перегородки), улучшающее обзор для водителя. Вслед за лобовым стекло поменялись и дворники: если на традиционных версиях дворники в парковочном положении стоят вертикально у центральной перегородки, то с панорамным стеклом они располагаются горизонтально, у нижней кромки стекла.

Передняя оптика автобуса НЕФАЗ фирмы Hella. В самой нижней части располагаются дневные ходовые огни, которые включаются после запуска двигателя. Выше них, в трех отдельных секциях расположены ближний, дальний свет, а также поворотники.

Автобус имеет три двустворчатые двери с правой стороны с электропневматическим управлением.

Сердцем автобуса НЕФАЗ 5299-40-51 является шестицилиндровый газовый двигатель Mercedes-Benz M 906 LAG. Он соответствует экологическому классу Евро-5, выдает 279 л.с. мощности и 1000 Нм крутящего момента.

Топливом для него служит газ метан. Для его хранения на крыше автобуса расположены 8 газовых баллонов, общий объем которых составляет 984 литра.

В паре с двигателем работает четырехступенчатый автомат фирмы Voith.

Передняя и задняя подвеска автобуса пневматическая, сзади – зависимая, спереди – независимая.

Для получения 100% низкопольности применен задний мост портального типа, у которого главная передача располагается не по центру, а сбоку. Главная передача здесь итальянского производства, фирмы Oerlikon graziano.

Именно из-за установки портального моста двигатель здесь расположен не по центру, а смещен в левую сторону.

Тормоза всех колес автобуса дисковые.


 

 

 

avtospravochnaya.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *