Новости

Радикальное сокращение государством рентабельности энергосбытов сделает убыточными 50% гарантирующих поставщиков и может привести к неуправляемому росту тарифов.25.01.2012

Реализация постановления правительства, направленного на радикальное сокращение рентабельности сбытовых компаний, будет означать отказ от реформы электроэнергетики и приведет к ренационализации отрасли. Следствием этого станет неуправляемый рост тарифов. Такие выводы сделали специалисты Фонда стратегического развития энергетики «Форсайт» по итогам проведенного исследования.

Фондом был проведен анализ последствий введения в действие постановления правительства № 877 от 28 ноября 2011 года, изменяющего правила торговли на розничных рынках электроэнергии, а также готовящихся инициатив по созданию «федерального Гарантирующего Поставщика» на базе компании «Интер РАО» и Единого Федерального Расчетного Центра для сбытовых компаний.

Выводы Фонда «Форсайт» основаны на следующих предпосылках:

— введение в действие мер по ограничению рентабельности сбытовых компаний сделает более 50% компаний убыточными и приведет к их банкротству, а для остальных рентабельность бизнеса будет минимальной.

— бизнес финансово несостоятельных сбытов будет передан сбытовому холдингу «Интер РАО», собственники низкорентабельных бизнесов также будут заинтересованы продать свои сбыты госструктурам, которые будут единственными покупателями на рынке.

— отмена дифференциации тарифа по числу часов использования приведет к тому, что крупным потребителям станет выгоднее работать на первом этапе через ГП.

Таким образом, к 2013-2014 году в руках «Интер РАО» будет сконцентрировано не менее 70-80% сбытового рынка, то есть произойдет монополизация рынка в руках госкомпании.

Частные инвесторы в генерации будут иметь на рознице одного контрагента — «Интер РАО» — обладающего практически неограниченной рыночной силой. Это приведет к окончательному уходу частных инвесторов и из генерации, в последующем — к 2014-2015 году — это неизбежно приведет к восстановлению РАО «ЕЭС».

Аналитики Фонда «Форсайт» считают, что для потребителя это обернется неконтролируемым ростом тарифов.

Как отмечается в исследовании, в период с 2008 по 2011 год рост тарифа происходил исключительно за счет регулируемого государством сектора и повышению рентабельности госкомпаний:

  • · рост регулируемых цен на газ;
  • · рост сетевых тарифов;
  • · рост рентабельности «РусГидро» и Росэнергоатома залинеаризации рынка при сохранении высокой (нерыночной) платы за мощность в 2007-2010 годах.

При этом, указывается в отчете «Форсайта», цена на оптовом рынка отставала от цен на газ, и активно реагировала на кризис. Рентабельность тепловой генерации за период реформы снизилась — что видно из динамики спарк-спрэдов (разница между ценой электроэнергии и стоимостью газа), которые в реальном выражении снизились за данный период, говорится в документе.

Одновременно с этим тарифы сетевых компаний выросли за этот же период почти в 3 раза, что является показательным примером работы регулируемой государственной структуры.

Управляющий партнер Фонда «Форсайт», бывший вице-президент по стратегии и развитию ЗАО «КЭС» Андрей Абрамов считает, что «после монополизации розничного рынка в руках госкомпании после кратковременно снижения цены на 1-3% потребители получат рост цены и монополию на рынке».

Из доклада также следует, что в дальнейшем принятые меры могут привести к распаду единой энергосистемы.

«Наряду с высокими розничными ценами, мощным стимулом строить свою генерацию для потребителя станет отмена новым постановлением дифференциации тарифа по числу часов использования. После вступления в силу анализируемого Постановления потребитель получает возможность построить собственный источник, сохраняя резервирования из сети, но при этом не оплачивая в полном объеме сетевой тариф и резерв мощности в системе», — заключают эксперты.

Аналитики Фонда сравнивают последствия для инвестиционной привлекательности российской экономики с дефолтом 1998 года.

Альтернативой, по мнению Андрея Абрамова, является формирование полноценного розничного рынка, на котором цену поставщика будет ограничивать конкуренция. «Государство должно контролировать выполнение им же сформированных правил, и следить за выполнением антимонопольного законодательства. Гарантирующий поставщик как субъект несущий социальные обязательства должен остаться „дорогим“ поставщиком (для сбыта это означает плюс 1-2% к цене), как это имеет место в странах, где реализована модель рынка с участием ГП. Снижение рентабельности в секторе и интересы потребителя будут обеспечены за счет того, что у потребителя появится реальный выбор», — заключает Абрамов.

Фонд стратегического развития энергетики «Форсайт» — компания, осуществляющая свою профессиональную деятельность в сфере энергетики. Ее основными компетенциями являются вопросы предложения готовых управленческих решений, инвестиционной политики, исследования и анализа конъюнктуры рынка, экспертной оценки и прогноза развития отрасли в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Источник: Big Electric Power News, 23.01.2012

- К ленте новостей

Отзывы
и обращения

Контактная информация

+7 (499) 653 66 36

© 2017 «ТЭР-М» Все права защищены.

E-mail: info@ter-m.ru